Изображение предметов быта и пищи было распространено еще со времен античности, но только в XVII веке натюрморт сформировался как отдельный жанр живописи. Значительную роль в этом сыграл «золотой век» голландского искусства, когда начали выделять несколько типов натюрморта: цветочный, кухонный, охотничий, банкетный, роскошный, рыбный, философский и даже натюрморт с животными. Нидерландских художников, работавших в этом жанре, объединяет общее название «малые голландцы». В их числе Ян Брейгель Старший, Амброзиус Боссхарт Старший, Виллем Кальф. Для каждого направления существует своя школа, и одна из них — знаменитая харлемская школа натюрморта. Школа названа так в честь родного города художника Питера Класа, одного из ее основателей. Харлем — родина двух видов натюрморта: тонального и «накрытого стола».
Богатые банкетные натюрморты — это характерное художественное воплощение главной темы голландского искусства XVII века, частной жизни состоятельного человека. Первое поколение голландских бюргеров, выросших в независимой стране, наслаждалось своим положением. Художник утверждал эстетическую ценность вещей, а натюрморт воспевал быт и образ жизни. Позднее Питер Клас перешел от роскошных банкетов к завтракам, более камерному и спокойному типу натюрморта.
Главными героями «Завтрака» Питера Класа стали немногочисленные предметы повседневного быта бюргеров: рёмер — высокий стеклянный бокал, булочка на серебряной тарелке, блестящие оливы, нож с инкрустированной ручкой. Все они не случайны, каждый говорит о достатке и статусе своего хозяина. Характерная черта завтраков Класа — легкая небрежность и беспорядок, добавляющие картине уюта и безмятежности. Художник предпочитал относительно скромный набор предметов — без кубков из раковины моллюска, венецианских бокалов и устриц.
Питер Клас искусно передавал фактуру поверхностей. Он выработал свою палитру и вывел новый тип натюрморта — монохромный. Художник мастерски работал с бликами на металлической и стеклянной посуде, избегал ярких цветовых акцентов. Вся композиция была подчинена общему благородному серебристо-коричневому тону.
Богатые банкетные натюрморты — это характерное художественное воплощение главной темы голландского искусства XVII века, частной жизни состоятельного человека. Первое поколение голландских бюргеров, выросших в независимой стране, наслаждалось своим положением. Художник утверждал эстетическую ценность вещей, а натюрморт воспевал быт и образ жизни. Позднее Питер Клас перешел от роскошных банкетов к завтракам, более камерному и спокойному типу натюрморта.
Главными героями «Завтрака» Питера Класа стали немногочисленные предметы повседневного быта бюргеров: рёмер — высокий стеклянный бокал, булочка на серебряной тарелке, блестящие оливы, нож с инкрустированной ручкой. Все они не случайны, каждый говорит о достатке и статусе своего хозяина. Характерная черта завтраков Класа — легкая небрежность и беспорядок, добавляющие картине уюта и безмятежности. Художник предпочитал относительно скромный набор предметов — без кубков из раковины моллюска, венецианских бокалов и устриц.
Питер Клас искусно передавал фактуру поверхностей. Он выработал свою палитру и вывел новый тип натюрморта — монохромный. Художник мастерски работал с бликами на металлической и стеклянной посуде, избегал ярких цветовых акцентов. Вся композиция была подчинена общему благородному серебристо-коричневому тону.