Большая часть экспонатов дома-музея Павла Петровича Бажова — это подарки писателю от поклонников его творчества, различных организаций, коллег или друзей в связи с разными датами. Среди этих подарков особое место занимают каменные сувениры Карпа Сергеевича Аверкиева.
Аверкиев родился в селе Мраморском (ныне Полевской район Свердловской области) в конце позапрошлого века. Его дед с 17 лет трудился на Горнощитском мраморном заводе, отец жил и работал в Мраморском, был кустарем.
Как и дед, Карп Аверкиев начал работать с 17, как и отец, занимался кустарным производством, а также преподаванием в профессионально-техническом училище в своем селе. После войны Карп Сергеевич переехал в Свердловск, где часто встречался с Павлом Бажовым, работая на заводе «Русские самоцветы». В конце 50-х годов вернулся в родное Мраморское, но продолжал сотрудничать с заводом. Модели скульптур, созданные Аверкиевым, изготовлялись на предприятиях Свердловска, Кунгура, Красного Ясыла.
Аверкиев был одним из первых камнерезов, да и в целом мастеров декоративно-прикладного искусства, обратившихся к изображению бажовских сказовых сюжетов и персонажей. Во многом это было обусловлено тем, что оба уральца, Аверкиев и Бажов, выросли на местных заводах. К тому же камнерез сам являлся одним из тех мастеров, труд которых описан в творчестве Бажова.
Любимыми камнями Карпа Сергеевича были мрамор и серпентин. Уральский мрамор знаменит своими светлыми оттенками, бывает и чисто-белым — с сахаристой просвечивающей структурой. Как в знаменитом каррарском мраморе из Италии, в нем попадаются прожилки нежных цветов.
Серпентин, он же змеевик, — поделочный камень желтоватых и зеленоватых оттенков с черными пятнами и полосками. По окрасу напоминает кожу пресмыкающихся — отсюда и название. У этой плотной горной породы волокнистая структура, при специальной обработке она может расщепляться на нити.
Письменный прибор, стоящий на рабочем столе Бажова, как раз сделан из этих камней: основа, пепельница и пресс-папье мраморные — остальные части, включая ручку пресс-папье, из змеевика. Функционально прибор состоит из пресс-папье, двух стаканчиков, внизу которых выдвижные ящички для мелочей, и двух чернильниц. На задней стенке вырезана сценка: дедушка Слышко рассказывает ребятам истории. На стаканчиках изображены рельефные Каменные цветы, над ними с обеих сторон филины, на ящичках ящерки. С внутренней стороны возвышается Великий Полоз. Вся резьба выполнена на контрасте светлого и темного оттенков.
Аверкиев родился в селе Мраморском (ныне Полевской район Свердловской области) в конце позапрошлого века. Его дед с 17 лет трудился на Горнощитском мраморном заводе, отец жил и работал в Мраморском, был кустарем.
Как и дед, Карп Аверкиев начал работать с 17, как и отец, занимался кустарным производством, а также преподаванием в профессионально-техническом училище в своем селе. После войны Карп Сергеевич переехал в Свердловск, где часто встречался с Павлом Бажовым, работая на заводе «Русские самоцветы». В конце 50-х годов вернулся в родное Мраморское, но продолжал сотрудничать с заводом. Модели скульптур, созданные Аверкиевым, изготовлялись на предприятиях Свердловска, Кунгура, Красного Ясыла.
Аверкиев был одним из первых камнерезов, да и в целом мастеров декоративно-прикладного искусства, обратившихся к изображению бажовских сказовых сюжетов и персонажей. Во многом это было обусловлено тем, что оба уральца, Аверкиев и Бажов, выросли на местных заводах. К тому же камнерез сам являлся одним из тех мастеров, труд которых описан в творчестве Бажова.
Любимыми камнями Карпа Сергеевича были мрамор и серпентин. Уральский мрамор знаменит своими светлыми оттенками, бывает и чисто-белым — с сахаристой просвечивающей структурой. Как в знаменитом каррарском мраморе из Италии, в нем попадаются прожилки нежных цветов.
Серпентин, он же змеевик, — поделочный камень желтоватых и зеленоватых оттенков с черными пятнами и полосками. По окрасу напоминает кожу пресмыкающихся — отсюда и название. У этой плотной горной породы волокнистая структура, при специальной обработке она может расщепляться на нити.
Письменный прибор, стоящий на рабочем столе Бажова, как раз сделан из этих камней: основа, пепельница и пресс-папье мраморные — остальные части, включая ручку пресс-папье, из змеевика. Функционально прибор состоит из пресс-папье, двух стаканчиков, внизу которых выдвижные ящички для мелочей, и двух чернильниц. На задней стенке вырезана сценка: дедушка Слышко рассказывает ребятам истории. На стаканчиках изображены рельефные Каменные цветы, над ними с обеих сторон филины, на ящичках ящерки. С внутренней стороны возвышается Великий Полоз. Вся резьба выполнена на контрасте светлого и темного оттенков.