Представленный на выставке альбомный лист «Пион» по праву считается жемчужиной собрания китайской живописи Государственного Музея Востока. Он принадлежит кисти известного художника Юнь Шоупина (1633-1690), которого современники называли «трижды непревзойденным» за исключительные достижения в поэзии, живописи и каллиграфии. Среди его живописных работ выделяются как по количеству, так и по художественной значимости, пейзажные композиции. Тем не менее, наибольшее признание Юнь Шоупин снискал в жанре «хуаняо» («цветы и птицы»).
Пион
Время создания
вторая половина 1680-х гг.
Место создания
Китай
Размер
32x26 см
Техника
шелк, тушь, краски
Коллекция
Выставка
20
Открыть в приложении#1
Юнь Шоупин
Пион
#6
#5
Е Тин. Работал в XVIII в.
Рыбки в волнах. 1784 г.
Шелк, тушь, краски.
Текст: Изображения рыб были тематическими разновидностями жанра «хуаняо».
Рыбки в волнах. 1784 г.
Шелк, тушь, краски.
Текст: Изображения рыб были тематическими разновидностями жанра «хуаняо».
Этот жанр получил большое распространение, начиная с 8 века, и сохранил свою популярность до наших дней. Он отражал даосско-буддийский принцип «великое в малом», согласно которому все законы мироздания отражаются в любой его частице. Внимание художников «хуаняо» сосредоточилось на тех «малых» проявлениях природы, которые, по выражению китайских теоретиков, дарят красоту и радость глазам и сердцу. Это различные виды цветов и трав, а также цветущих деревьев и порхающих вокруг них птиц, бабочек, пчел и стрекоз.
#3
Составляя свои композиции, живописцы наполняли их благопожеланиями — счастья, чинов, богатства, многочисленных сыновей, долголетия. Различные цветы и растения сопоставлялись с человеческими качествами, среди которых особенно ценились благородство, сила духа, гуманность и образованность. На свитках ассоциативно-символический смысл изображений дополнялся каллиграфически исполненными поэтическими надписями. На меньших по размерам альбомных листах помещали лишь небольшие тексты — это чаще всего обозначение темы и подпись художника.
Цзоу Юаньдоу. Цветы и фрукты.
Конец XVII-начало XVIII в.
Шелк, бумага, тушь краски.
(инв.№ 702 I, кат. Сычева В.Л. № 284)
Конец XVII-начало XVIII в.
Шелк, бумага, тушь краски.
(инв.№ 702 I, кат. Сычева В.Л. № 284)
Вертикальные свитки, выполненные в декоративной манере, предназначались для парадных интерьеров, поэтому их называли «украшающие залу цветы».
#7
Юнь Шоупин каллиграфические вертикальные строчки написал в левом верхнем углу листа. В первой части текста дано образное название пиона, во второй поэтическое название студии: «Дворцовый аромат и необыкновенная красота. В кабинете „Вэньчжоуских ароматов“ создал Наньтянь Шоупин» (перевод В.Л.Сычева). Рядом помещены красные оттиски авторских печатей.
Произведение является образцом «бескостной живописи», в которой контурная линия либо не играет формообразующей роли, либо вообще отсутствует. Линию Юнь Шоупин применял лишь в отдельных фрагментах композиции, выполняя ее легкими штрихами. В центре листа художник изобразил пышный цветок, многочисленные лепестки которого словно тронуты дуновением легкого ветерка. Это едва уловимое движение создано многочисленными вибрациями нюансов сиреневого цвета и подвижными резными кромками лепестков. Столь же богаты ракурсами и оттенками цвета зеленые листья. Они своей более насыщенной окраской визуально служат опорой цветку, под тяжестью которого изогнулся тонкий стебель. В колористическую гамму деликатно введена черная тушь, которой тонкими линиями прописаны иероглифы и прожилки листьев, изящный кружевной рисунок которых гармонично дополняет рафинированную утонченность живописи. При этом пристальное наблюдение за жизнью растительного мира, свойственное китайским живописцам, послужило основой, позволившей Юнь Шоупину мастерски передать живое ощущение красоты окружающей природы.
Произведение является образцом «бескостной живописи», в которой контурная линия либо не играет формообразующей роли, либо вообще отсутствует. Линию Юнь Шоупин применял лишь в отдельных фрагментах композиции, выполняя ее легкими штрихами. В центре листа художник изобразил пышный цветок, многочисленные лепестки которого словно тронуты дуновением легкого ветерка. Это едва уловимое движение создано многочисленными вибрациями нюансов сиреневого цвета и подвижными резными кромками лепестков. Столь же богаты ракурсами и оттенками цвета зеленые листья. Они своей более насыщенной окраской визуально служат опорой цветку, под тяжестью которого изогнулся тонкий стебель. В колористическую гамму деликатно введена черная тушь, которой тонкими линиями прописаны иероглифы и прожилки листьев, изящный кружевной рисунок которых гармонично дополняет рафинированную утонченность живописи. При этом пристальное наблюдение за жизнью растительного мира, свойственное китайским живописцам, послужило основой, позволившей Юнь Шоупину мастерски передать живое ощущение красоты окружающей природы.
#8
Веера
#9
Государственный музей Востока
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Пион
Время создания
вторая половина 1680-х гг.
Место создания
Китай
Размер
32x26 см
Техника
шелк, тушь, краски
Коллекция
Выставка
20
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться