Пианино, находящееся в экспозиции музея, изготовили в XIX веке. В центре его деревянного корпуса, в рамке — барельеф с изображением Моцарта. Нижнюю часть пианино украшает резьба по дереву.
В России первые клавишные инструменты появились не раньше XVI века. Но еще в 1490 году в Москве давал концерты «органный игрец» Иоганн Сальватор. Почти через сто лет Борис Годунов поручил привезти для московского двора музыкальные инструменты. И когда они прибыли, царица «особенно удивлялась органам и клавикордам, позолоченным и украшенным финифтью, чего она никогда прежде не видывала; она дивилась их громкому и музыкальному звуку. Народ тысячами толпился у дворца; ему также хотелось послушать музыки», — вспоминал английский дворянин Джером Горсей, который выполнял поручение Годунова.
Ни церковь, ни московский двор не поощряли игру на музыкальных инструментах. Только при Алексее Михайловиче некоторые бояре приобрели западноевропейские музыкальные инструменты.
Переломный этап в развитии музыкальной культуры России наступил в первой четверти XVIII века. В 1729 году «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали: «Любопытным охотникам до хорной и камерной музыки через сие известие чинится, что в Данциге имеются: <…> преизрядный клавесин… преизрядный клавикорд преизрядной работы… Хозяин оных инструментов Теофил Андрей Фолкман, органист главной церкви св. Екатерины в Данциге».
Через четыре года после этих упоминаний инструменты уже можно было купить, не выезжая из Петербурга, — у колокольного мастера Ферстера, который объявлял, что у него «находятся продажные два клавесина, комнатные, голос имеющие».
В 1740-х годах несколько мастеров предлагали флигели, клавикорды и панталеоны. Первые извещения о музыкальных инструментах, называемых «фортепиано», появились в 1771 году. Про них напечатали в тех же «Санкт-Петербургских ведомостях»: «На Васильевском острову в 8 линии, между набережной и большой перспективой в доме секретаря Аренца у купца Троязнена продается совсем новый, одним из славных мастеров сделанный инструмент клавесин, фортепиано называемый». Клавирный мастер Шкоха предлагал «клавицимбалы, клавиры и английский фортепиано из красного дерева». Мастер обязывался «исправлять их целый год безденежно».
В конце XVIII — начале XIX века в Петербурге и Москве было довольно много мастеров, которые делали клавишные инструменты, ремонтировали их и продавали. Знатоки уже разбирались в качестве, марках и фирмах. И тем не менее, инструментов не хватало. Мастерские уже не могли удовлетворить спрос на фортепиано. Необходимы были крупные предприятия, которые со временем появились.
В России первые клавишные инструменты появились не раньше XVI века. Но еще в 1490 году в Москве давал концерты «органный игрец» Иоганн Сальватор. Почти через сто лет Борис Годунов поручил привезти для московского двора музыкальные инструменты. И когда они прибыли, царица «особенно удивлялась органам и клавикордам, позолоченным и украшенным финифтью, чего она никогда прежде не видывала; она дивилась их громкому и музыкальному звуку. Народ тысячами толпился у дворца; ему также хотелось послушать музыки», — вспоминал английский дворянин Джером Горсей, который выполнял поручение Годунова.
Ни церковь, ни московский двор не поощряли игру на музыкальных инструментах. Только при Алексее Михайловиче некоторые бояре приобрели западноевропейские музыкальные инструменты.
Переломный этап в развитии музыкальной культуры России наступил в первой четверти XVIII века. В 1729 году «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали: «Любопытным охотникам до хорной и камерной музыки через сие известие чинится, что в Данциге имеются: <…> преизрядный клавесин… преизрядный клавикорд преизрядной работы… Хозяин оных инструментов Теофил Андрей Фолкман, органист главной церкви св. Екатерины в Данциге».
Через четыре года после этих упоминаний инструменты уже можно было купить, не выезжая из Петербурга, — у колокольного мастера Ферстера, который объявлял, что у него «находятся продажные два клавесина, комнатные, голос имеющие».
В 1740-х годах несколько мастеров предлагали флигели, клавикорды и панталеоны. Первые извещения о музыкальных инструментах, называемых «фортепиано», появились в 1771 году. Про них напечатали в тех же «Санкт-Петербургских ведомостях»: «На Васильевском острову в 8 линии, между набережной и большой перспективой в доме секретаря Аренца у купца Троязнена продается совсем новый, одним из славных мастеров сделанный инструмент клавесин, фортепиано называемый». Клавирный мастер Шкоха предлагал «клавицимбалы, клавиры и английский фортепиано из красного дерева». Мастер обязывался «исправлять их целый год безденежно».
В конце XVIII — начале XIX века в Петербурге и Москве было довольно много мастеров, которые делали клавишные инструменты, ремонтировали их и продавали. Знатоки уже разбирались в качестве, марках и фирмах. И тем не менее, инструментов не хватало. Мастерские уже не могли удовлетворить спрос на фортепиано. Необходимы были крупные предприятия, которые со временем появились.