Василий Иванович Штернберг — мастер пейзажа и бытового жанра, родился в 1818 году в семье горного чиновника. С юных лет Штернберг учился живописи в Императорской академии художеств. В 1835 году был переведён в казенные академисты и учился пейзажной живописи у художника Максима Воробьева. С первых дней пребывания в академии своими рисунками и карикатурами Штернберг приводил в удивление своих товарищей и учителей.
Летние месяцы художник проводил в Малороссии в Черниговской области у своего друга — любителя искусств Григория Степановича Тарновского. В Малороссии Штернберг заинтересовался народным бытом, который он мастерски писал в своих акварелях и картинах.
В 1837 году за картины, написанные в Малороссии, Штернберг был награжден малой золотой медалью и получил право на заграничную командировку. Летом 1840-го года конференц-секретарь Академии художеств Григорович подписал документ о направлении в Италию Василия Штернберга. По пути в Италию художник посетил множество городов Австрии и Германии. Там он делал многочисленные зарисовки памятников культуры, природы, подмечал обычаи народа. Будучи в Италии, художник заболел. Штернберг умер в Риме в 1845 году, ему было 27 лет.
Пейзаж Штернберга — яркий пример романтизма в живописи. Заброшенные руины, утопающие в густых кронах деревьев, мотив дороги и одинокого путника — верные спутники многих картин этого направления.
Романтизм изначально зародился в литературе в конце XVIII века — начале XIX века, в пику строгому порядку классицизма. Но постепенно его влияние стало распространяться и на другие области искусства, в том числе — живопись. Художники-романтики тяготели к изображению умиротворённых пасторальных сцен, выдуманных пейзажей.
Штернберг изобразил фрагмент неширокой грунтовой дороги, проложенной вдоль берега морского залива. Художник внимательно прописывает каждую деталь пейзажа.
На первом плане дорога, погруженная в тень густорастущих деревьев. Здесь же изображены развалины старого дома — в романтизме символ конечности жизни. Около развалин одинокая фигура мужчины. На втором плане море — это Неаполитанский залив. Недалеко от воды стоит дом белого цвета. За волнующимся морем слегка виднеется вулкан Везувий. При помощи цвета художник передает спокойное лиричное настроение.