Первые шаги
Время создания
конец XIX — начало XX века
Размер
85x137 см
Техника
Холст, масло
8
Открыть в приложении#1
Реджианини Витторио
Первые шаги
#11
#2
Итальянец Витторио Реджианини (1853(8)–1938) прославился как автор салонной живописи. Изначально во второй половине XIX века так называли искусство, одобренное парижским Салоном — престижнейшей европейской выставкой. Однако со временем значение термина изменилось. Во времена, когда Реджианини начал свой творческий путь, слово «салонный» означало уже стремление к внешней красивости, легкость живописной манеры и, как правило, бессодержательность.
Художник специализировался на «сценках» из буржуазной жизни. Он писал прекрасных дам в изысканных нарядах на фоне поражающих роскошью интерьеров.
Художник специализировался на «сценках» из буржуазной жизни. Он писал прекрасных дам в изысканных нарядах на фоне поражающих роскошью интерьеров.
#6
Реджианини и его единомышленники, среди которых Федерико Андреотти и Франческо Винеа, стремились вернуть в живописное искусство утонченность и изящество. В некотором роде то, что они делали, созвучно современной культуре глянца, ориентированной на богатство, роскошь и модные тенденции.
#10
Реджианини в России
#9
Реджианини родился на севере Италии, в городе Модена, и получил художественное образование в местной Школе Академии изящных искусств, где позже стал профессором. После окончания учебы ему предстояло выбрать страну, в которой он продолжит совершенствовать свое мастерство. И Реджианини предпочел Россию. По легенде, в этот период он был увлечен русской графиней Еленой Завадовской, портрет которой выставил во Флоренции в 1907–1908 году.
При первом же взгляде на картину «Первые шаги» из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств, заметно, как тщательно Реджианини прорисовывает детали интерьера и богатство фактуры атласных платьев героинь. Это полотно, как и многие другие работы художника, отличает манерность исполнения. С одной стороны, Реджианини ориентировался на академическую традицию, которая требовала от художника технического мастерства и следования высоким идеалам. С другой — привнес в работу элементы романтизма: эмоциональность, чувственность, сочные краски и смелые сюжеты.
#8
Чаще всего подобные работы создавались в коммерческих целях — они были рассчитаны на простого европейского буржуа с его своеобразном представлением о прекрасном. Отсюда и ориентация на развлекательность картины.
Однако искусство Реджианини очаровывало не только обывателей. Так, например, поэт Владислав Ходасевич, который познакомился с художником в 1924 году на выставке у известных флорентийских коллекционеров братьев Алинари, упомянул его в строках: «У Алинари за стеклом. / И не без горечи сокрытой / Хожу и мыслю иногда, / Что некто, мудрый и сердитый, / Однажды поглядит сюда, / Нечаянно развеселится, / Весь мир улыбкой озаря, / На шаль красотки заглядится, / Забудется, как нынче я,.». Заглядывался поэт именно на работы Реджианини.
Однако искусство Реджианини очаровывало не только обывателей. Так, например, поэт Владислав Ходасевич, который познакомился с художником в 1924 году на выставке у известных флорентийских коллекционеров братьев Алинари, упомянул его в строках: «У Алинари за стеклом. / И не без горечи сокрытой / Хожу и мыслю иногда, / Что некто, мудрый и сердитый, / Однажды поглядит сюда, / Нечаянно развеселится, / Весь мир улыбкой озаря, / На шаль красотки заглядится, / Забудется, как нынче я,.». Заглядывался поэт именно на работы Реджианини.
#13
Реджианини. В. «Чаепитие». Источник: Частное собрание
Персонажи художника часто путешествуют с картины на картину: Реджианини не стремился к разнообразию и воспроизводил одни и те же часть интерьера и изящные позы.
Например картина «Чаепитие», в сюжете которой три персонажа в точности повторяют часть изображенных людей на полотне из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств.
#14
А на работе «Любовное письмо», также из частной коллекции, мы видим частично перекликающийся сюжет на картине, висящей на дальнем плане.
Реджианини. В. «Любовное письмо». Источник: Частное собрание
#15
Реджианини. В. «Вечеринка». Источник: Частное собрание
«Вечеринка» — еще одна работа из частной коллекции, на которой повторяются предметы интерьера, в частности консольный столик с часами.
#16
ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Первые шаги
Время создания
конец XIX — начало XX века
Размер
85x137 см
Техника
Холст, масло
8
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться