Пелика — это античный расписной сосуд округлой грушевидной формы. Для него характерно широкое устье, две вертикальные ручки и круглое основание. Пелика известна с VI века до н. э. и считается разновидностью столовой амфоры. В подобных сосудах хранили вино и оливковое масло, они были очень устойчивы благодаря своему широкому основанию. С течением времени пелики становились уже и изящнее, их горло утончалось и вытягивалось. Пелики существовали два-три столетия, после чего ушли из обихода древних греков.
Вазописцы и гончары использовали пелику для росписи чаще других сосудов. На её широкой поверхности могли разместиться сложные многофигурные композиции, которые стали популярны в VI веке до н. э. Сюжетная роспись пришла на смену орнаментов из геометрических фигур и отдельных изображений животных.
Краснофигурная вазопись пришла на смену чернофигурной и за несколько десятков лет вытеснила её из мастерских. В чернофигурной вазописи рисунок наносился на глину черным шликером, а в краснофигурной фон был черным, а фигуры — глиняно-красными. Сюжеты в обоих стилях брали из эпоса, греческих трагедий и легенд. Мастера краснофигурной вазописи нередко изображали на сосудах зарисовки из повседневной жизни, женские образы, архитектурные сооружения, конные упряжки, интерьеры домов и гончарных мастерских. Сохранилось более 60 тысяч фрагментов и экземпляров краснофигурной росписи, созданной в Греции и Южной Италии. Они служат ценным источником для изучения древней культуры, мифологии, истории и быта.
Краснофигурная пелика из собрания Воронежского художественного музея содержит два сюжета. С одной стороны певец Орфей сидит на скале и играет на семиструнной лире. На его голове венок, вокруг бедер обернут плащ. Напротив Орфея стоит фракиец, зажавший под длинным плащом два копья. Гибель Орфея — один из самых популярных сюжетов, связанных с музыкантом. На другой стороне вазы — фигуры юноши и девушки. Они обращены друг к другу. Юноша опирается на посох, а девушка протягивает к нему руку. Эта пелика — пример сочетания бытовых и мифологических сюжетов.
Вазописцы и гончары использовали пелику для росписи чаще других сосудов. На её широкой поверхности могли разместиться сложные многофигурные композиции, которые стали популярны в VI веке до н. э. Сюжетная роспись пришла на смену орнаментов из геометрических фигур и отдельных изображений животных.
Краснофигурная вазопись пришла на смену чернофигурной и за несколько десятков лет вытеснила её из мастерских. В чернофигурной вазописи рисунок наносился на глину черным шликером, а в краснофигурной фон был черным, а фигуры — глиняно-красными. Сюжеты в обоих стилях брали из эпоса, греческих трагедий и легенд. Мастера краснофигурной вазописи нередко изображали на сосудах зарисовки из повседневной жизни, женские образы, архитектурные сооружения, конные упряжки, интерьеры домов и гончарных мастерских. Сохранилось более 60 тысяч фрагментов и экземпляров краснофигурной росписи, созданной в Греции и Южной Италии. Они служат ценным источником для изучения древней культуры, мифологии, истории и быта.
Краснофигурная пелика из собрания Воронежского художественного музея содержит два сюжета. С одной стороны певец Орфей сидит на скале и играет на семиструнной лире. На его голове венок, вокруг бедер обернут плащ. Напротив Орфея стоит фракиец, зажавший под длинным плащом два копья. Гибель Орфея — один из самых популярных сюжетов, связанных с музыкантом. На другой стороне вазы — фигуры юноши и девушки. Они обращены друг к другу. Юноша опирается на посох, а девушка протягивает к нему руку. Эта пелика — пример сочетания бытовых и мифологических сюжетов.