Пеленой в церковном обиходе называется плат, который подвешивается под особо почитаемые иконы нижнего ряда иконостаса, стоящие в отдельном киоте или на постаменте. Благочестивые заказчики и исполнители, создавая пелену под какой-либо образ, выражали особое к нему благоговение. При украшении экспонируемой пелены использовано несколько различных техник, из которых наиболее интересно золотное шитье.
Этот промысел берет начало в монастырях. Еще в 1886 году каргопольский исправник Павел Васильевич Качалов писал, что большинство мастериц — духовного звания, но встречаются золотошвеи и среди перенявших рукодельные навыки крестьянок.
В описании олонецкого плата, выставленного в 1906 году на Научно-художественной выставке в Петрозаводске, говорится, что «насадительницами этого мастерства <золотного шитья> считаются жены деревенских священников». Они же, в свою очередь, обучились шитью у монахинь Успенского монастыря города Каргополя. Об этом же упоминает исследователь Русского Севера Геннадий Петрович Дурасов, ссылаясь на воспоминания жительницы Архангельской области о матери, бывшей ученице успенских насельниц.
Со слов мастериц, работа начиналась с перевода рисунка со старого плата на желтую бумагу. Далее фигурные элементы вырезали, крепили на ткань, вставленную в квадратные пяла, и вели вышивку «в прикреп». «Прикрепой» называли рабочую нижнюю нить, которой крепили золотную с изнаночной стороны; обычно прикрепой служил желтый шелк. Стебли и отдельные детали узора выводили тамбурным швом. Кроме золотной нити, использовали также бить, крепя ее тонкие полоски поверх орнамента: благодаря им узор приобретал особый блеск.
Пик изготовления золотных вышивок приходился на весну-лето: их делали как на заказ, так и для ярмарок в нескольких волостях Каргопольского и Вытегорского уездов Олонецкой губернии.
Иногда на изделиях вышивали дату создания. Это «документальное свидетельство», как и воспоминания современников, позволили установить, что расцвет «золотной» моды пришелся на 1860–70 годы. К концу XIX века дорогие рукотворные платы постепенно вытеснили более доступные шелковые фабричного производства.