Таможенное дело в Сибири организовывалось по мере ее освоения и на базе общероссийского опыта. В 1600 году построили таможенную избу в Верхотурье, к 1603 году появились таможни в Тобольске, Тюмени, Таре, Сургуте, Березове, Мангазее, к 1682-му — в Иркутске. Основой их деятельности являлось российское законодательство.
Кяхтинская таможня, которую основали в 1727 году, по своему пограничному положению, объему поступающих в казну пошлин и ряду других факторов занимала в ряду таможенных органов царской России особое место. Для нее издавались отдельные постановления, указы. Кяхтинский тариф не входил даже в систему российской торговли с Азией, а шел отдельной статьей.
В 1743 году по указу Сената Кяхтинский форпост получил статус торговой слободы. В первые годы ее существования русско-китайская торговля шла вяло. Это было связано с введением монополии на торговлю мехами, изделиями из золота и серебра. Рост контрабандного провоза, особенно пушнины, вызвал усиление таможенного досмотра, увеличение штата таможен и застав.
В январе 1744 года Сенат предложил селенгинскому коменданту Варфоломею Валентиновичу Якоби «для предосторожности от тайного провоза товаров по китайской границе сделать ров и надолбы». Для той же цели в феврале 1744-го предписывалось в Кяхтинском форпосте сделать «особливое клеймопечатание, которое должно было производиться в кяхтинской таможне».
Документ гласил, что все товары без клейма необходимо «конфисковывать бесповоротно, а купцам у кого товары явятся в тех местах, где пойманы, будут чинить жестокое наказание, бить кнутом нещадно, дабы всеконечно то воровство пресечено было вовсе».
Наблюдение за ходом торговли изначально доверили Троицкосавской пограничной канцелярии. Затем для предубеждения беспошлинного провоза учредили таможню и пограничную заставу. Таможня находилась в Кяхте, а застава — в четырех верстах в Троицкой крепости.
Купцы, которые приезжали с товарами в Кяхту, являлись к таможенным чиновникам, те проверяли, внесена ли у них пошлина в Верхотурье или в других сибирских городах. Если она не была уплачена, то взималась в Кяхте. Здесь же бралась пошлина и с китайских товаров.
При выезде из Кяхты купцу обязательно
надлежало остановиться на заставе, где таможенную печать осматривали. Без нее
чай перевозить по стране не могли. С 1772 года Кяхта стала единственным пунктом
пропуска, через который осуществлялась легальная русско-китайская торговля.