Парсуна — самый ранний жанр русского портрета. Такие картины были в основном светскими и чаще всего изображали монархов, бояр, членов царской семьи. Однако в этом жанре художники продолжали придерживаться русских иконописных канонов. Лица часто изображали вытянутыми, с тонкими чертами. Передать объем художники не стремились.
Парсуну патриарха Никона выполнили мастера Оружейной палаты предположительно в начале 1680-х годов. В ее технике соединяются масляная живопись по деревянной основе и аппликация из драгоценных тканей — шелка, бархата, атласа. В XVII столетии, благодаря расширению культурных связей с Польшей, эта техника стала известна в России.
Во второй половине 1680-х годов парсуна патриарха Никона принадлежала князю Василию Голицыну. Позже, когда владелец картины попал в опалу и отправился с семьей в ссылку, парсуну передали в московский Высоко-Петровский монастырь — усыпальницу Нарышкиных. Из этого древнего боярского рода происходила мать Петра I, царица Наталья Кирилловна.
Патриарх Никон — в миру Никита Минов — родился в крестьянской семье и постригся в монахи в 30 лет. Около года он провел в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря, затем отправился в Москву. Там Никон произвел такое впечатление на 17-летнего царя Алексея Михайловича, что тот оставил его в столице и назначил архимандритом Новоспасского монастыря. А 4 августа 1652 года Никон стал патриархом Московским и всея Руси. Тогда же он взял с царя обещание, что светская власть не станет вмешиваться в дела церкви. Монарх и народ поклялись «послушати его во всем, яко начальника и пастыря и отца».
С именем Никона связана реформа Русской православной церкви. По его указу крестное знамение полагалось совершать тремя перстами, а не двумя, как раньше. А московские богослужебные книги с того времени стали сверять с греческими источниками.
Верующие после реформы раскололись на две стороны — сторонников нововведений патриарха Никона и приверженцев прежних обрядов, которых позже назвали старообрядцами. Главным идеологом старообрядчества стал протопоп Аввакум.
Стремительный взлет духовной карьеры Никона завершился ее падением: из-за боярских интриг отношения между ним и царем постепенно охладели, а священнослужители были недовольны новым патриархом. На Московском соборе 1666 года его лишили сана и сослали сначала в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. Только в 1681 году новый русский царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Москву, но по пути тот скончался. По настоянию царя Никона похоронили как патриарха в Ново-Иерусалимском монастыре.
Парсуну патриарха Никона выполнили мастера Оружейной палаты предположительно в начале 1680-х годов. В ее технике соединяются масляная живопись по деревянной основе и аппликация из драгоценных тканей — шелка, бархата, атласа. В XVII столетии, благодаря расширению культурных связей с Польшей, эта техника стала известна в России.
Во второй половине 1680-х годов парсуна патриарха Никона принадлежала князю Василию Голицыну. Позже, когда владелец картины попал в опалу и отправился с семьей в ссылку, парсуну передали в московский Высоко-Петровский монастырь — усыпальницу Нарышкиных. Из этого древнего боярского рода происходила мать Петра I, царица Наталья Кирилловна.
Патриарх Никон — в миру Никита Минов — родился в крестьянской семье и постригся в монахи в 30 лет. Около года он провел в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря, затем отправился в Москву. Там Никон произвел такое впечатление на 17-летнего царя Алексея Михайловича, что тот оставил его в столице и назначил архимандритом Новоспасского монастыря. А 4 августа 1652 года Никон стал патриархом Московским и всея Руси. Тогда же он взял с царя обещание, что светская власть не станет вмешиваться в дела церкви. Монарх и народ поклялись «послушати его во всем, яко начальника и пастыря и отца».
С именем Никона связана реформа Русской православной церкви. По его указу крестное знамение полагалось совершать тремя перстами, а не двумя, как раньше. А московские богослужебные книги с того времени стали сверять с греческими источниками.
Верующие после реформы раскололись на две стороны — сторонников нововведений патриарха Никона и приверженцев прежних обрядов, которых позже назвали старообрядцами. Главным идеологом старообрядчества стал протопоп Аввакум.
Стремительный взлет духовной карьеры Никона завершился ее падением: из-за боярских интриг отношения между ним и царем постепенно охладели, а священнослужители были недовольны новым патриархом. На Московском соборе 1666 года его лишили сана и сослали сначала в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. Только в 1681 году новый русский царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Москву, но по пути тот скончался. По настоянию царя Никона похоронили как патриарха в Ново-Иерусалимском монастыре.