Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Ульяновского художественного музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Парсуна Марфы Собакиной

Время создания
конец XVII — первая половина XVIII века
Размер
88x70 см
Техника
холст, масло
3
Открыть в приложении
#2
Жанр парсуны сложился в России на рубеже XVII–XVIII веков как переходный от иконописи к светскому портрету. Название происходит от искаженного «персона» — так называли европейские портреты. Первые русские парсуны были написаны в иконописных традициях мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Портретное сходство в парсуне передается условно: важнее обозначить достоинство человека и его положение.
#4
В отличие от реалистического европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе. Он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности.
доктор искусствоведения РГГУ Лев Исаакович Лифшиц
#5
Парсуна Марфы Собакиной поступила в Ульяновский областной художественный музей в 1901 году от Н.А. Иванова, землевладельца из села Собакино.

Марфа Васильевна Собакина, дочь коломенского дворянина, была третьей женой Ивана Грозного. Дважды вдовец, царь лично выбрал Марфу на традиционном смотре невест. Сразу после обручения летом 1571 года девушка тяжело заболела и начала «сохнуть». Свадьбу сыграли осенью, а 15 дней спустя молодая жена умерла. Точная причина смерти неизвестна, но первые две жены Ивана Грозного были отравлены. В ходе расследования гибели Марфы Собакиной указом царя были казнены 20 человек, включая ее мать и братьев.

До XIX века на Руси сохранялась традиция изображать русских цариц в образах монахинь. Жест рук на парсуне Собакиной созвучен с традиционным жестом Марии из сцен «Благовещения». Лицо Марфы спокойно и одухотворенно. Выразительны и тонкие, устремленные вверх пальцы левой руки, тающие на фоне черной мантии. Этот жест пришел в парсуну из иконописи. Он связан с изображением праведников, означает искренность и чистоту помыслов. В парсуне Марфы в нем есть и отречение от мира, и высокая духовность.

Выступающие из черного фона одежды, бледное лицо и руки написаны с сильным контрастом светотени и выглядят лучезарными. Дрогнувшие губы, далекий, отстраненный взгляд, погруженность в себя — все это приметы нового времени в искусстве портрета, стремление передать особое психологическое состояние. Внизу виден картуш с надписью: «Марфа Васильевна Собакина в монахинях Иона бывшея царица третия супруга царя Ивана Васильевича названного Грознаго».
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Парсуна Марфы Собакиной

Время создания
конец XVII — первая половина XVIII века
Размер
88x70 см
Техника
холст, масло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%