В музейной коллекции хранится модель паровоза «Победа», который выпускали с 1945 по 1955 год. «Победа» — это советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0. Его совместно разработали Коломенский завод и Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) под руководством конструктора Льва Лебедянского и академика Сергея Сыромятникова в конце Второй мировой войны.
Уже в 1942 году на отдельных участках фронта наметился перелом в боях — продвижение по ним немецких войск и их союзников стало невозможным. Поэтому власти решили вернуть на прежние места и восстановить многие заводы, в том числе и локомотивостроительные. Среди них был и Коломенский завод, большинство зданий которого разрушили немецкие авиаудары. Но перед восстановительными работами нужно было решить, какие паровозы начнут выпускать на этом заводе.
В начале 1944 года возникла необходимость разработать и создать новые типы грузовых паровозов для послевоенной застройки. Специально для этого при заводе создали комиссию, председателем которой стал Сыромятников.
Объем грузоперевозок рос, и перед конструкторами стояла задача создать достаточно экономичный паровоз, который мог, не снижая скорость, передвигаться по всей сети железных дорог. Кроме того, серийное производство нужно было наладить в сжатые сроки. Свой выбор комиссия остановила на паровозах типа 1-5-0 со сцепной массой 90 тонн.
Народный комиссариат путей сообщения провел конкурс и одобрил проект конструкторов Коломенского машиностроительного завода. 5 октября 1945 года первый паровоз новой конструкции, который получил обозначение П-0001 («Победа», заводское обозначение — П32), совершил первый рейс от Коломны до станции Рыбное и обратно. Причем на обратном пути он тащил поезд массой 2300 тонн.
В том же году завод изготовил и вторую модель — П-0002. В 1947 году за разработку нового грузового паровоза главного конструктора Лебедянскго и весь коллектив инженеров, которые приняли в ней участие, удостоили звания лауреатов Сталинской премии.
14 января 1947 года в Постановлении Совета Министров СССР паровозу присвоили серийное обозначение Л — по фамилии главного конструктора. Паровозы серии П (с номерами 0001–0078, а также 1001), которые выпустили раньше, получили такое же обозначение.
Паровоз «Победа» стал одним из лучших в массовом производстве. За все время его существования выпустили больше 4000 таких локомотивов.
Уже в 1942 году на отдельных участках фронта наметился перелом в боях — продвижение по ним немецких войск и их союзников стало невозможным. Поэтому власти решили вернуть на прежние места и восстановить многие заводы, в том числе и локомотивостроительные. Среди них был и Коломенский завод, большинство зданий которого разрушили немецкие авиаудары. Но перед восстановительными работами нужно было решить, какие паровозы начнут выпускать на этом заводе.
В начале 1944 года возникла необходимость разработать и создать новые типы грузовых паровозов для послевоенной застройки. Специально для этого при заводе создали комиссию, председателем которой стал Сыромятников.
Объем грузоперевозок рос, и перед конструкторами стояла задача создать достаточно экономичный паровоз, который мог, не снижая скорость, передвигаться по всей сети железных дорог. Кроме того, серийное производство нужно было наладить в сжатые сроки. Свой выбор комиссия остановила на паровозах типа 1-5-0 со сцепной массой 90 тонн.
Народный комиссариат путей сообщения провел конкурс и одобрил проект конструкторов Коломенского машиностроительного завода. 5 октября 1945 года первый паровоз новой конструкции, который получил обозначение П-0001 («Победа», заводское обозначение — П32), совершил первый рейс от Коломны до станции Рыбное и обратно. Причем на обратном пути он тащил поезд массой 2300 тонн.
В том же году завод изготовил и вторую модель — П-0002. В 1947 году за разработку нового грузового паровоза главного конструктора Лебедянскго и весь коллектив инженеров, которые приняли в ней участие, удостоили звания лауреатов Сталинской премии.
14 января 1947 года в Постановлении Совета Министров СССР паровозу присвоили серийное обозначение Л — по фамилии главного конструктора. Паровозы серии П (с номерами 0001–0078, а также 1001), которые выпустили раньше, получили такое же обозначение.
Паровоз «Победа» стал одним из лучших в массовом производстве. За все время его существования выпустили больше 4000 таких локомотивов.