Среди мембранных ударных инструментов особенно популярен в Чувашии двусторонний барабан. Он получил название параппан. Цилиндрический корпус инструмента обычно изготавливался из долбленой древесины и украшался цветными узорами в национальном стиле.
Две мембраны из лошадиной или бараньей кожи натягивались при помощи деревянных обручей, которые стягивались веревками. На параппане играли двумя колотушками кеглевидной формы. Для левой руки токмак (колотушка) более крупный.
Перед игрой для настраивания кожу инструмента обрызгивали пивом. Звучание получалось сильное, глубокое и вместе с тем мягкое, нерезкое. Параппан нередко включался в ансамбль в сочетании с чувашскими волынками и другими инструментами.
Эти чувашские барабаны использовались как сигнальные инструменты, а также в обрядовой практике, во время ритуальных праздников. Параппан неизменно входил в ансамбли ярмарок, масляничных и молодежных гуляний.
Ни одна свадьба не проходила без участия параппана. Нередко инструмент изготавливался в период подготовки к свадьбе. Его называли туй параппан, то есть свадебный барабан. В районах проживания низовых чувашей на нем могли играть несколько человек разными способами. Нередко звучало несколько барабанов одновременно.
В конце ХХ века на параппанах чаще всего играли в самодеятельных фольклорных коллективах. В 1986 году Музей музыки приобрел у чувашского мастера Виктора Семёновича Чернова из Чебоксар современный стилизованный параппан.
Корпус этого мембранного ударного инструмента был вырезан грубовато-крупным штрихом и украшен в такой же манере резными стилизованными фигурами барабанщиков в геометрическом орнаменте. Колотушки и шнуры мембран мастер украсил крупными кистями.
Будущий художник, народный мастер и педагог Виктор Семёнович Чернов родился в 1939 году в селе Шигали Урмарского района Чувашской АССР. В 1965 году он окончил художественно-графический факультет местного государственного педагогического института.
Виктор Семёнович многократно участвовал в городских, районных и республиканских выставках. Занимался рельефной, скульптурной резьбой, мозаикой и росписью. Много времени посвятил изучению чувашских музыкальных инструментов. В 2008 году вышла его книга на эту тему, в 2015 году она была переиздана.
Две мембраны из лошадиной или бараньей кожи натягивались при помощи деревянных обручей, которые стягивались веревками. На параппане играли двумя колотушками кеглевидной формы. Для левой руки токмак (колотушка) более крупный.
Перед игрой для настраивания кожу инструмента обрызгивали пивом. Звучание получалось сильное, глубокое и вместе с тем мягкое, нерезкое. Параппан нередко включался в ансамбль в сочетании с чувашскими волынками и другими инструментами.
Эти чувашские барабаны использовались как сигнальные инструменты, а также в обрядовой практике, во время ритуальных праздников. Параппан неизменно входил в ансамбли ярмарок, масляничных и молодежных гуляний.
Ни одна свадьба не проходила без участия параппана. Нередко инструмент изготавливался в период подготовки к свадьбе. Его называли туй параппан, то есть свадебный барабан. В районах проживания низовых чувашей на нем могли играть несколько человек разными способами. Нередко звучало несколько барабанов одновременно.
В конце ХХ века на параппанах чаще всего играли в самодеятельных фольклорных коллективах. В 1986 году Музей музыки приобрел у чувашского мастера Виктора Семёновича Чернова из Чебоксар современный стилизованный параппан.
Корпус этого мембранного ударного инструмента был вырезан грубовато-крупным штрихом и украшен в такой же манере резными стилизованными фигурами барабанщиков в геометрическом орнаменте. Колотушки и шнуры мембран мастер украсил крупными кистями.
Будущий художник, народный мастер и педагог Виктор Семёнович Чернов родился в 1939 году в селе Шигали Урмарского района Чувашской АССР. В 1965 году он окончил художественно-графический факультет местного государственного педагогического института.
Виктор Семёнович многократно участвовал в городских, районных и республиканских выставках. Занимался рельефной, скульптурной резьбой, мозаикой и росписью. Много времени посвятил изучению чувашских музыкальных инструментов. В 2008 году вышла его книга на эту тему, в 2015 году она была переиздана.