Написанная в древнерусской манере ростовая икона святителя Николая, вероятно, была написана для храма — деревянное полотно большого размера, высота его 70 сантиметров. Икона довольно сложна: вместе с основным образом святого она содержит различные сюжеты-сцены.
Фигура святителя расположена посередине иконы и делит ее на две вертикальные половины. Николай облачен в архиерейские крещатые ризы. Правой рукой он благословляет, левой держит раскрытое Евангелие — знак его святительства. Лик написан охрами, почти монохромно, лишь небольшие участки имеют высветления оживками вокруг глаз, на кончике носа, в виде линий морщин и пары бликов на лбу. Лик имеет характерные, повторяющиеся на множестве икон портретные черты: узкий вытянутый нос, высокий лоб с залысиной, окладистую бороду. Вокруг головы — сделанный «под золото» нимб: художник покрыл круг оловянной краской, поверх которой наложил придающую золотой оттенок олифу.
По сторонам от нимба в круглых медальонах изображены Христос с Евангелием в вытянутой руке и Богородица с крещатой ризой на простертых вперед руках. Эти знаки иллюстрируют событие времени Никейского собора, в котором участвовал святитель. Он дал пощечину участнику собора еретику Арию, за что Собор лишил его сана. Чудесным явлением Христос и Его Матерь вернули Николаю знаки святительского достоинства, показав участникам Собора его правоту.
Ниже помещены житийные сюжеты. По левой стороне отражены события, указывавшие на божественную избранность младенца — рождение и крещение. Его благочестивые родители, Феофан и Нонна, подобно Иоакиму и Анне (родителям Девы Марии), Захарии и Елисавете (родителям Иоанна Предтечи), не имели детей. Они молились Господу о даровании чада, дав обет посвятить его служению Богу. Ребенок родился, когда Феофан и Нонна были в преклонном возрасте. Во время крещения младенец встал в купели на ноги и стоя воспринял таинство. С детства Николай вел подвижнический, аскетический образ жизни, а его благочестивые родители позаботились о его христианском образовании.
Следующая сцена — исцеление отроком Николаем сухорукой женщины.
Последний сюжет — погребение. Святитель Николай был погребен в соборной церкви города Миры. Его душу ангелы вознесли к Господу. В палатном письме сцен рождения и погребения присутствует обратная перспектива — зритель видит сразу обе боковые стены храма, что невозможно при классическом способе передачи.