Икона «Святой великомученик Пантелеимон» — это специальная келейная икона, то есть предназначенная для тихого моления монаха в собственной келье — так называют комнаты монастыря. Художник выполнил ее в первой половине XIХ века.
Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Это отражается в его первом имени Пантолеон, оно означает «лев во всем». Второе имя, данное ему при Крещении — Пантелеимон, то есть «всемилостивый». В нем раскрывается дар этого великомученика как целителя. У западных христиан святой считается покровителем врачей.
Связь этих двух покровительств хорошо видна из того, что воины больше всех нуждаются во враче-целителе, потому что чаще других получают раны. Поэтому христиане, ведущие духовную борьбу, также прибегают к святому Пантелеимону с просьбой исцелить язвы души. Его имя священники называют также при совершении таинства Елеосвящения, при освящении воды и в молитве за немощного.
Икона относится к типу «подокладниц», то есть большая часть живописи скрыта под окладом из металла. Художник сделал его из единого листа латуни — сплава меди с цинком. Он воспользовался специальными инструментами: пуансонами и канфарником. Пуансон — это маленький пресс из особенно прочной стали, который способен штамповать и маркировать металл. С его помощью можно продавливать полости, наносить маркировку и выполнять другие работы. Канфарник — чеканный инструмент с острым концом в виде шила, им наносили на металл выбитые точки, делали фоны с приятным шероховатым рельефом. Эту икону мастер выполнил в технике высокорельефной чеканки, то есть некоторые части сильно возвышаются над общей плоскостью и создают игру света и тени.
Латунный оклад покрывает всю лицевую сторону иконы. Мастер сделал прорези лишь над самыми важными частями фигуры: ликом и кистями рук. Лики он написал масляной краской на специальном меловом грунте — левкасе. Использование масляной краски и орнаментальная рама вокруг фигуры соответствуют духу времени: в начале XIX века подобные элементы в иконописи были довольно распространенными.
На форму орнамента повлиял распространившийся в те времена художественный стиль ампир. Его также называют имперским стилем. Он зародился во Франции из-за культа Наполеона, и его главной задачей было прославлять величие и незыблемость власти. Отсюда родились и особые художественные формы: искусство того времени отличалось монументальностью и ясностью композиций, ориентацией на идеалы античности. Художники заимствовали для орнаментов элементы из классической архитектуры и стремились не перегружать произведения деталями.
Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Это отражается в его первом имени Пантолеон, оно означает «лев во всем». Второе имя, данное ему при Крещении — Пантелеимон, то есть «всемилостивый». В нем раскрывается дар этого великомученика как целителя. У западных христиан святой считается покровителем врачей.
Связь этих двух покровительств хорошо видна из того, что воины больше всех нуждаются во враче-целителе, потому что чаще других получают раны. Поэтому христиане, ведущие духовную борьбу, также прибегают к святому Пантелеимону с просьбой исцелить язвы души. Его имя священники называют также при совершении таинства Елеосвящения, при освящении воды и в молитве за немощного.
Икона относится к типу «подокладниц», то есть большая часть живописи скрыта под окладом из металла. Художник сделал его из единого листа латуни — сплава меди с цинком. Он воспользовался специальными инструментами: пуансонами и канфарником. Пуансон — это маленький пресс из особенно прочной стали, который способен штамповать и маркировать металл. С его помощью можно продавливать полости, наносить маркировку и выполнять другие работы. Канфарник — чеканный инструмент с острым концом в виде шила, им наносили на металл выбитые точки, делали фоны с приятным шероховатым рельефом. Эту икону мастер выполнил в технике высокорельефной чеканки, то есть некоторые части сильно возвышаются над общей плоскостью и создают игру света и тени.
Латунный оклад покрывает всю лицевую сторону иконы. Мастер сделал прорези лишь над самыми важными частями фигуры: ликом и кистями рук. Лики он написал масляной краской на специальном меловом грунте — левкасе. Использование масляной краски и орнаментальная рама вокруг фигуры соответствуют духу времени: в начале XIX века подобные элементы в иконописи были довольно распространенными.
На форму орнамента повлиял распространившийся в те времена художественный стиль ампир. Его также называют имперским стилем. Он зародился во Франции из-за культа Наполеона, и его главной задачей было прославлять величие и незыблемость власти. Отсюда родились и особые художественные формы: искусство того времени отличалось монументальностью и ясностью композиций, ориентацией на идеалы античности. Художники заимствовали для орнаментов элементы из классической архитектуры и стремились не перегружать произведения деталями.