В коллекции Музея истории камнерезного и ювелирного искусства хранится декоративное панно из натурального камня «Светлый полдень». Оно выполнено в технике флорентийской мозаики. Эскиз этой работы создал в 1995 году главный художник свердловского завода «Русские самоцветы» Евгений Васильев. А с камнем работали мастера И.С. Погодин, В.В. Клевакин, В.Н. Торхов. В 1996 году И.С. Погодин передал панно Музею истории камнерезного и ювелирного искусства.
Флорентийская мозаика считается одной из самых сложных техник. Для нее тщательно подбирают сорта и оттенки камней, особое внимание уделяют их природному рисунку. Отдельные пластинки подгоняют друг к другу так плотно, что швы между ними почти не видны. Это искусство возникло в Италии в XVI веке, а к середине XVIII столетия первые флорентийские мозаики привезли в Россию. По иностранным образцам уральские мастера научились изготавливать собственные изделия.
В советское время флорентийская мозаика стала вновь популярна, но тогда из нее изготавливали не миниатюрные изделия, а огромные полотна, площадь которых достигала нескольких сотен квадратных метров. Такими изображениями украшали фасады зданий, потолки и стены на станциях метро.
Основой, на которой собирают мозаичные картины, обычно служит мрамор или сланец. Им же на самом изображении намечают водную гладь. На Урале в такой технике традиционно используют много разных сортов яшмы: они позволяют имитировать разные поверхности, создавать плавные или контрастные переходы цвета. В зависимости от разновидности яшма может быть зеленой, серой, желтой, красной, однотонной, полосатой или с крапинками. Не встречаются в природе только синие камни этого вида.
На панно «Светлый полдень» изображен уральский пейзаж: река, деревянный мостик через нее, березовая роща на другом берегу. Чтобы передать оттенки зелени на деревьях, авторы использовали офикальцит — поделочный камень, похожий по структуре на мрамор. Его дополнили и другими минералами зеленого цвета: змеевиком или лиственитом. Изображения мостика и деревянных жердей на берегу выложены из светлой яшмы, камыш — из темно-коричневой.
Флорентийская мозаика считается одной из самых сложных техник. Для нее тщательно подбирают сорта и оттенки камней, особое внимание уделяют их природному рисунку. Отдельные пластинки подгоняют друг к другу так плотно, что швы между ними почти не видны. Это искусство возникло в Италии в XVI веке, а к середине XVIII столетия первые флорентийские мозаики привезли в Россию. По иностранным образцам уральские мастера научились изготавливать собственные изделия.
В советское время флорентийская мозаика стала вновь популярна, но тогда из нее изготавливали не миниатюрные изделия, а огромные полотна, площадь которых достигала нескольких сотен квадратных метров. Такими изображениями украшали фасады зданий, потолки и стены на станциях метро.
Основой, на которой собирают мозаичные картины, обычно служит мрамор или сланец. Им же на самом изображении намечают водную гладь. На Урале в такой технике традиционно используют много разных сортов яшмы: они позволяют имитировать разные поверхности, создавать плавные или контрастные переходы цвета. В зависимости от разновидности яшма может быть зеленой, серой, желтой, красной, однотонной, полосатой или с крапинками. Не встречаются в природе только синие камни этого вида.
На панно «Светлый полдень» изображен уральский пейзаж: река, деревянный мостик через нее, березовая роща на другом берегу. Чтобы передать оттенки зелени на деревьях, авторы использовали офикальцит — поделочный камень, похожий по структуре на мрамор. Его дополнили и другими минералами зеленого цвета: змеевиком или лиственитом. Изображения мостика и деревянных жердей на берегу выложены из светлой яшмы, камыш — из темно-коричневой.