Минералогическую горку создал в XIX веке неизвестный мастер. Такие сувениры были очень популярны на Урале с конца XVIII века. Первое «собрание коллекции проб пирамидой» на Екатеринбургской гранильной фабрике изготовили в 1786 году. Эскиз для него нарисовал художник Бернар Огюст Демальи. Горка представляла собой грот-фонтан из разных пород и сортов необработанных камней. К ней прилагались карта-схема и список месторождений, в которых были добыты минералы.
Корни уральских минералогических горок уходят во французское прикладное искусство ХVII века. Мастера-мебельщики часто использовали для отделки дорогих шкафов-кабинетов декоративные скалы, которые собирали из кусочков разных камней.
На Урале создание таких сувениров стало одной из главных отраслей ювелирного искусства. Мастеров, которые изготавливали подобные изделия, называли горочниками. Основные этапы работы описал земский статистик Павел Зверев в своем обзоре «Гранильный промысел на Урале». По его словам, крупные минералы следовало разбить молотком на более мелкие части. Из малахита и галенита готовили так называемую осыпку: минералы толкли в мелкую крошку, затем просеивали ее через ситечко, промывали, чтобы избавиться от посторонних примесей, и просушивали.
Пока осыпка сохла, мастер изготавливал каркас. Чаще всего для него использовали дерево: благодаря ему вся конструкция весила меньше. Детали каркаса скрепляли столярным клеем и мелкими гвоздями. Встречались также каменные или металлические основы.
Камни на горке фиксировали специальной мастикой. Ее готовили из столярного клея, ржаной муки и сажи, а чтобы готовое изделие не повредили грызуны — в состав добавляли речной песок и лак.
Собирали горку снизу вверх. Камни при этом укладывали плотно, иногда слегка обтесывали, чтобы зазор между ними был как можно меньше. Швы и пустоты смазывали столярным клеем и заполняли осыпкой. Готовую горку сушили несколько часов у печи или на солнце. Некоторые камни покрывали лаком, чтобы подчеркнуть их блеск и защитить от постепенного разрушения.
Корни уральских минералогических горок уходят во французское прикладное искусство ХVII века. Мастера-мебельщики часто использовали для отделки дорогих шкафов-кабинетов декоративные скалы, которые собирали из кусочков разных камней.
На Урале создание таких сувениров стало одной из главных отраслей ювелирного искусства. Мастеров, которые изготавливали подобные изделия, называли горочниками. Основные этапы работы описал земский статистик Павел Зверев в своем обзоре «Гранильный промысел на Урале». По его словам, крупные минералы следовало разбить молотком на более мелкие части. Из малахита и галенита готовили так называемую осыпку: минералы толкли в мелкую крошку, затем просеивали ее через ситечко, промывали, чтобы избавиться от посторонних примесей, и просушивали.
Пока осыпка сохла, мастер изготавливал каркас. Чаще всего для него использовали дерево: благодаря ему вся конструкция весила меньше. Детали каркаса скрепляли столярным клеем и мелкими гвоздями. Встречались также каменные или металлические основы.
Камни на горке фиксировали специальной мастикой. Ее готовили из столярного клея, ржаной муки и сажи, а чтобы готовое изделие не повредили грызуны — в состав добавляли речной песок и лак.
Собирали горку снизу вверх. Камни при этом укладывали плотно, иногда слегка обтесывали, чтобы зазор между ними был как можно меньше. Швы и пустоты смазывали столярным клеем и заполняли осыпкой. Готовую горку сушили несколько часов у печи или на солнце. Некоторые камни покрывали лаком, чтобы подчеркнуть их блеск и защитить от постепенного разрушения.