В середине 1960-х годов камнерез и ювелир Свердловского завода «Русские самоцветы» Владимир Бакулин создал панно, которое изображало первого советского космонавта Юрия Гагарина. Темный фон произведения символизировал космические просторы. Эту работу автор выполнил в технике флорентийской мозаики: отдельные кусочки разноцветных поделочных камней подогнаны друг к другу так плотно, что зазоров между ними почти не видно.
Флорентийская мозаика появилась в Италии в эпоху Возрождения. Для нее характерны были реалистичные изображения: жанровые сценки, лики святых, натюрморты с цветами и фруктами. В Россию такие произведения привезли в XVIII веке, во времена императрицы Елизаветы Петровны. По ним уральские мастера научились создавать подобные работы, причем мозаикой можно было покрывать не только плоские основы, но и объемные предметы.
Владимир Бакулин увлекся флорентийской техникой в середине 1960-х годов. К тому времени он уже окончил Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле и устроился на завод «Русские самоцветы». Первую мозаику Бакулин создал в 1964 году. Из красной ревневской и пестрой орской яшмы, белого кахолонга и голубого лазурита он выложил портрет кубинского революционера Фиделя Кастро.
Затем художник выполнил изображения советских государственных деятелей — Феликса Дзержинского и Якова Свердлова. Здесь он использовал другую разновидность мозаики — русскую: в ней использовался камень одного вида. Для этих работ художник выбрал мрамор. Портреты Дзержинского и Свердлова публика увидела на Первой зональной выставке «Урал социалистический». О них хорошо отзывались как обычные зрители, так и профессиональные камнерезы.
В 1967 году на выставке в Перми Владимир Бакулин представил еще одно мозаичное произведение — панно «Космонавт». После этого художник больше не создавал крупных работ в этой технике и занялся камнерезным искусством: вытачивал из камня вазы, чаши, шкатулки и другие предметы.
В 1975 году Бакулина назначили старшим художником завода «Русские самоцветы». Из всех камней он предпочитал работать с малахитом, яшмой и родонитом.
Флорентийская мозаика появилась в Италии в эпоху Возрождения. Для нее характерны были реалистичные изображения: жанровые сценки, лики святых, натюрморты с цветами и фруктами. В Россию такие произведения привезли в XVIII веке, во времена императрицы Елизаветы Петровны. По ним уральские мастера научились создавать подобные работы, причем мозаикой можно было покрывать не только плоские основы, но и объемные предметы.
Владимир Бакулин увлекся флорентийской техникой в середине 1960-х годов. К тому времени он уже окончил Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле и устроился на завод «Русские самоцветы». Первую мозаику Бакулин создал в 1964 году. Из красной ревневской и пестрой орской яшмы, белого кахолонга и голубого лазурита он выложил портрет кубинского революционера Фиделя Кастро.
Затем художник выполнил изображения советских государственных деятелей — Феликса Дзержинского и Якова Свердлова. Здесь он использовал другую разновидность мозаики — русскую: в ней использовался камень одного вида. Для этих работ художник выбрал мрамор. Портреты Дзержинского и Свердлова публика увидела на Первой зональной выставке «Урал социалистический». О них хорошо отзывались как обычные зрители, так и профессиональные камнерезы.
В 1967 году на выставке в Перми Владимир Бакулин представил еще одно мозаичное произведение — панно «Космонавт». После этого художник больше не создавал крупных работ в этой технике и занялся камнерезным искусством: вытачивал из камня вазы, чаши, шкатулки и другие предметы.
В 1975 году Бакулина назначили старшим художником завода «Русские самоцветы». Из всех камней он предпочитал работать с малахитом, яшмой и родонитом.