Картина «Отступление наполеоновской армии» ярко отражает бытующий в массовом сознании образ «генерала Мороза», который погубил французов. Именно внезапной суровой зимой стремился объяснить гибель французской армии лично Наполеон в последнем, 29-м бюллетене русской кампании, а вслед за ним и мемуаристы — участники войны.
В действительности французская армия была перегружена обозами с награбленным в Москве и страдала от нехватки продовольствия и фуража. Она начала нести потери (за исключением гвардии) в самом начале отступления по Смоленской дороге. Сильные морозы — ниже минус 20 градусов — ударили только после знаменитой переправы через реку Березину в конце ноября 1812 года.
Безусловно, на состояние солдат неприятеля, у которых отсутствовало теплое обмундирование, повлияли уже первые заморозки и снегопады, а морозы, достигавшие минус 35 градусов, способствовали окончательной гибели остатков так называемой Великой армии. При этом зимние трудности наносили урон и русской армии, которая вела преследование.
На этом полотне польский художник изобразил французов, которые вели отступление по заснеженной равнине вместе со своим главнокомандующим. Наполеон Бонапарт едет на лошади под охраной трех драгун.
Вопреки исторической достоверности французский император одет в польский генеральский мундир. В морозном небе облака сложились в лик сфинкса. Он напоминает о знаменитом Египетском походе Наполеона 1799 года. Та кампания выделила его из ряда других революционных генералов и позволила вскоре в ореоле славы прийти к власти во Франции.
Для польской культуры участие поляков в Наполеоновских войнах, включая Русскую кампанию, стало одним из ключевых сюжетов, что нашло свое отражение и в национальной батальной живописи. Ежи Коссак (1886–1955) принадлежал к третьему поколению династии художников-баталистов. Этой тематике посвятили себя и его отец Войцех (1856–1942), и дед Юлиуш (1824–1899).
Творчество всей династии характеризовалось интересом в первую очередь к конным сценам. Ежи Коссак в своих полотнах также тяготел к использованию зимнего, заснеженного фона. Все это характерно и для полотна 1927 года «Отступление наполеоновской армии». Подпись Kossak на полотне из коллекции музея не позволяет установить, кто именно из династии написал этот вариант картины.
В действительности французская армия была перегружена обозами с награбленным в Москве и страдала от нехватки продовольствия и фуража. Она начала нести потери (за исключением гвардии) в самом начале отступления по Смоленской дороге. Сильные морозы — ниже минус 20 градусов — ударили только после знаменитой переправы через реку Березину в конце ноября 1812 года.
Безусловно, на состояние солдат неприятеля, у которых отсутствовало теплое обмундирование, повлияли уже первые заморозки и снегопады, а морозы, достигавшие минус 35 градусов, способствовали окончательной гибели остатков так называемой Великой армии. При этом зимние трудности наносили урон и русской армии, которая вела преследование.
На этом полотне польский художник изобразил французов, которые вели отступление по заснеженной равнине вместе со своим главнокомандующим. Наполеон Бонапарт едет на лошади под охраной трех драгун.
Вопреки исторической достоверности французский император одет в польский генеральский мундир. В морозном небе облака сложились в лик сфинкса. Он напоминает о знаменитом Египетском походе Наполеона 1799 года. Та кампания выделила его из ряда других революционных генералов и позволила вскоре в ореоле славы прийти к власти во Франции.
Для польской культуры участие поляков в Наполеоновских войнах, включая Русскую кампанию, стало одним из ключевых сюжетов, что нашло свое отражение и в национальной батальной живописи. Ежи Коссак (1886–1955) принадлежал к третьему поколению династии художников-баталистов. Этой тематике посвятили себя и его отец Войцех (1856–1942), и дед Юлиуш (1824–1899).
Творчество всей династии характеризовалось интересом в первую очередь к конным сценам. Ежи Коссак в своих полотнах также тяготел к использованию зимнего, заснеженного фона. Все это характерно и для полотна 1927 года «Отступление наполеоновской армии». Подпись Kossak на полотне из коллекции музея не позволяет установить, кто именно из династии написал этот вариант картины.