Русский художник Василий Васильевич Верещагин обратился к тематике Отечественной войны в 1887 году. К этому времени он уже получил всемирную известность своими полотнами на основе путешествий в Среднюю Азию, а также серией картин по впечатлениям от участия в русско-турецкой войне.
Верещагин тщательно подошел к поставленной задаче: он посетил места сражений, изучил источники и литературу и даже написал собственное исследование. Если ранее русские художники обычно посвящали свои полотна войскам под командованием Михаила Илларионовича Кутузова, то Василий Васильевич решил назвать серию, более известную как «1812 год», «Наполеон в России».
Он ставил перед собой задачу не только «показать великий национальный дух русского народа», но и «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен». В этом Верещагин следовал традиции, которую за два десятилетия до него начал Лев Николаевич Толстой.
В полотнах цикла мастер показал, как французский император проходит свой путь. Сначала он стремится казаться величественным полководцем. После он — встревоженный узник охваченного пожаром Московского Кремля. Наконец это бредущий пешком во главе своей армии нелепый, но жестокий и опасный толстяк. Он замотан в шубу и скрывающую пол-лица шапку.
Сам цикл Василия Верещагина хранится в Государственном историческом музее. В собрании Бородинского музея-заповедника находится копия картины «Наполеон на Бородинских высотах», которую выполнил неизвестный художник.
В данной работе Наполеон расположился на своем командном пункте в день Бородинской битвы, которая представлялась ему решающим сражением. В левой части картины он сидит в хрестоматийной позе: скрестил руки на груди и положил ногу на барабан.
Французский император погружен в тяжелые размышления, его взгляд опущен. Фигура Наполеона в походном плаще и треуголке почти теряется за группой его маршалов и штабных адъютантов в пышных мундирах в центре композиции. В правой части полотна — офицеры и солдаты старой гвардии Наполеона, которую он в тот день так и не рискнул ввести в бой в попытке сберечь резерв. Задний план окутан дымом от выстрелов.
Верещагин тщательно подошел к поставленной задаче: он посетил места сражений, изучил источники и литературу и даже написал собственное исследование. Если ранее русские художники обычно посвящали свои полотна войскам под командованием Михаила Илларионовича Кутузова, то Василий Васильевич решил назвать серию, более известную как «1812 год», «Наполеон в России».
Он ставил перед собой задачу не только «показать великий национальный дух русского народа», но и «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен». В этом Верещагин следовал традиции, которую за два десятилетия до него начал Лев Николаевич Толстой.
В полотнах цикла мастер показал, как французский император проходит свой путь. Сначала он стремится казаться величественным полководцем. После он — встревоженный узник охваченного пожаром Московского Кремля. Наконец это бредущий пешком во главе своей армии нелепый, но жестокий и опасный толстяк. Он замотан в шубу и скрывающую пол-лица шапку.
Сам цикл Василия Верещагина хранится в Государственном историческом музее. В собрании Бородинского музея-заповедника находится копия картины «Наполеон на Бородинских высотах», которую выполнил неизвестный художник.
В данной работе Наполеон расположился на своем командном пункте в день Бородинской битвы, которая представлялась ему решающим сражением. В левой части картины он сидит в хрестоматийной позе: скрестил руки на груди и положил ногу на барабан.
Французский император погружен в тяжелые размышления, его взгляд опущен. Фигура Наполеона в походном плаще и треуголке почти теряется за группой его маршалов и штабных адъютантов в пышных мундирах в центре композиции. В правой части полотна — офицеры и солдаты старой гвардии Наполеона, которую он в тот день так и не рискнул ввести в бой в попытке сберечь резерв. Задний план окутан дымом от выстрелов.