У эпически мыслящего Евгения Сущени осень словно застывшая, замершая в ожидании приближающихся холодов («Осенний день. Тишина»). И желтый цвет здесь — бледный и холодный, чем художник и достигает эффекта морозности прозрачного, будто звенящего воздуха.
Е. Сущеня в живописи часто использовал приемы художников эпохи Возрождения. В его картинах — таинственная углубленность и одновременно отстраненность, загадочность, и обязательно — уходящая вдаль перспектива. И все это — на новгородской, чисто русской почве. Цвет на его полотнах имеет какое-то мистическое качество и завораживает, придавая изображению некое вселенское ощущение. Вот и свой «Осенний день» он пишет торжественно и величественно, словно это замерла сама Вечность. Холодный голубой изгиб реки с желтым раздольем трав на лугах и желтеющий лес, уходящий за горизонт — словно замерло, остановилось мгновение. И вы тоже попробуйте ощутить, как оно неповторимо и прекрасно.
Автор текста: искусствовед Татьяна Борисовна Зозуленко.