В череде портретов героев пушкинской эпохи представлен и портрет старшей дочери генерала Николая Николаевича Раевского — Екатерины Николаевны Орловой. «Все его дочери — прелесть, старшая — женщина необыкновенная», — писал Пушкин брату из Кишинёва в сентябре 1820 года.
Екатерина Николаевна познакомилась с Александром Пушкиным в Санкт-Петербурге в 1817 году. Но узнать друг друга лучше им довелось в ходе совместного путешествия Раевских и поэта по Кавказу в 1820 году. Они часто беседовали и спорили о литературе. В письмах Пушкин отзывался о Екатерине Николаевне с большим уважением. Он писал брату:Орлова Екатерина Николаевна
Признаюсь, одной мыслью этой женщины дорожу я более, чем мнениями всех журналов на свете, и всей нашей публики.
Летом 1820 года в Гурзуфе Пушкин прожил с семейством Раевских три недели. Екатерина Николаевна вспоминала, как Пушкин и ее брат Николай читали по-английски Байрона и всякий раз, не зная какого-то слова, посылали к ней за справкой.
В мае 1821 года она вышла замуж за генерал-майора Михаила Фёдоровича Орлова. Пушкин стал частым гостем в их кишинёвском доме, об этом Екатерина Николаевна писала брату Александру:Мы очень часто видим Пушкина, который приходит спорить с мужем о всевозможных предметах. Его теперешний конек — вечный мир аббата Сен-Пьера. Он убежден, что правительства, совершенствуясь, постепенно водворят вечный и всеобщий мир, и что тогда не будет проливаться иной крови, как только кровь людей с сильными характерами и страстями, с предприимчивым духом, которых мы теперь называем великими людьми, а тогда будут считать лишь нарушителями общественного спокойствия.
В июне в Кишинёв в гости к супругам Орловым приехали Раевские. Поэт вновь оказался «среди милого семейства», как писал он о семье генерала. Возможно, в это время на полях рукописи «Кавказский пленник» появились портреты самого Николая Николаевича Раевского, его сыновей, старшего Александра и младшего Николая, дочерей Марии, Елены, Екатерины, автопортрет. Твердый характер Екатерины Николаевны Орловой Пушкин положил в основу образа Марины Мнишек в «Борисе Годунове», о чем признавался Петру Андреевичу Вяземскому:
Моя Марина <…> настоящая Катерина Орлова.
С ее именем связывают стихотворение Пушкина «Увы! Зачем она блистает» (1820 год).