У нганасан известны как мужские, так и женские ездовые упряжи. Отличительная черта мужской упряжи — ее бесшумность: воин и охотник должен передвигаться, не создавая лишнего шума и не привлекая внимания добычи или врага. Поэтому на ней нет никаких шумящих подвесок: ни на кожаном поясе камарюпту, охватывающем грудь передового оленя, ни на бынибоба («веревки место») — металлическом крюке для забрасывания вожжи. Такой крюк крепился на камарюпту и не позволял веревке волочиться по земле.
Бынибоба для мужской упряжи делали из мамонтовой кости или оленьего рога, иногда украшали орнаментом. Пристяжного оленя подвязывали к большой пуговице из мамонтовой кости или рога, или к ременной петле; цепи не использовали.
На женские ездовые упряжи, напротив, крепилось большое количество шумящих подвесок. Неповторимый звук, которые они создавали во время движения, позволял даже издалека определить, что едет женщина.
Женские бынибоба делились на привозные бронзовые и оригинальные, которые изготавливали из железа и украшали богатой инкрустацией. На них надевали многочисленные кольца и различные подвески. На поясе передового оленя справа крепили специальную дужку: она служила для подвязывания пристяжного оленя. На нее также навешивались шумящие подвески. Часто в упряжке использовали кованые цепи, иногда на шею оленям подвешивали звонкие колокольчики и бубенцы.
Представленное в экспозиции бронзовое украшение предназначалось для крепления на камарюпту упряжи.
Таймырские нганасаны считались лучшими кузнецами среди соседних народов, однако кузнечество их было примитивно. В арсенал кузнеца-нганасана входили маленькие железные клещи, молоток и напильник, а также небольшой обыкновенный мех с дощатым овальным дном и верхом, с боковой кожаной обшивкой. Его использовали и при раздувании огня в очаге. В редких случаях у кузнеца имелась наковальня, обычно ее роль выполнял обух топора. Работали нганасаны прямо на огне очага. Из железа изготавливали трубки, игольники, крюки для вытаскивания мяса и крючки для прочистки трубок, оленьи нащечники и цепочки для оленьих наголовников, ножи и огнива.
Среди более сложных в исполнении предметов быта у нганасан в подавляющем большинстве были либо русские фабричные изделия, либо созданные кустарями-якутами.
Бынибоба для мужской упряжи делали из мамонтовой кости или оленьего рога, иногда украшали орнаментом. Пристяжного оленя подвязывали к большой пуговице из мамонтовой кости или рога, или к ременной петле; цепи не использовали.
На женские ездовые упряжи, напротив, крепилось большое количество шумящих подвесок. Неповторимый звук, которые они создавали во время движения, позволял даже издалека определить, что едет женщина.
Женские бынибоба делились на привозные бронзовые и оригинальные, которые изготавливали из железа и украшали богатой инкрустацией. На них надевали многочисленные кольца и различные подвески. На поясе передового оленя справа крепили специальную дужку: она служила для подвязывания пристяжного оленя. На нее также навешивались шумящие подвески. Часто в упряжке использовали кованые цепи, иногда на шею оленям подвешивали звонкие колокольчики и бубенцы.
Представленное в экспозиции бронзовое украшение предназначалось для крепления на камарюпту упряжи.
Таймырские нганасаны считались лучшими кузнецами среди соседних народов, однако кузнечество их было примитивно. В арсенал кузнеца-нганасана входили маленькие железные клещи, молоток и напильник, а также небольшой обыкновенный мех с дощатым овальным дном и верхом, с боковой кожаной обшивкой. Его использовали и при раздувании огня в очаге. В редких случаях у кузнеца имелась наковальня, обычно ее роль выполнял обух топора. Работали нганасаны прямо на огне очага. Из железа изготавливали трубки, игольники, крюки для вытаскивания мяса и крючки для прочистки трубок, оленьи нащечники и цепочки для оленьих наголовников, ножи и огнива.
Среди более сложных в исполнении предметов быта у нганасан в подавляющем большинстве были либо русские фабричные изделия, либо созданные кустарями-якутами.