Редакция-мастерская по выпуску военно-оборонных плакатов «Окна ТАСС» была создана 25 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны. Она разместилась в помещениях художественных салонов на Кузнецком Мосту. Первый тираж «Окон ТАСС» состоял из восьми оригинальных плакатов, он был выпущен в количестве 308 экземпляров и расклеен на улицах Москвы 27 июня.
Вид плакатов, которые выпускала редакция, назывался малотиражным. Их создавали не печатью, а вручную: специальные клеевые краски наносили на бумагу с помощью трафаретов. По сравнению с печатными плакатами «Окна ТАСС» были более свободны в выборе цветов. Еще одной их особенностью стала мобильность — возможность быстро откликнуться на происходящие события. Содержание плакатов чаще всего было агитационным. Окно № 1265 «Да здравствует героический рабочий класс», который хранится в коллекции музея, прославлял труд рабочих в годы войны.
Во время битвы за Москву 1941–1942 годов сотрудникам «Окон» приходилось работать в тяжелейших условиях. Из-за дефицита масляного растворителя художники сначала перешли на работу со скипидаром, а затем и с ацетоном. Нужно было соблюдать условия светомаскировки: мастерские «Окон» находились рядом со зданиями Министерства иностранных дел и Комитета государственной безопасности, поэтому проветривать помещения ночью было невозможно. По воспоминаниям работников, из-за высокой концентрации токсичных паров за ночь скорая помощь могла увозить в тяжелом состоянии от трех до шести трафаретчиков.
Всесоюзное общество культурных связей (ВОКС) заказывало у «Окон» дубликаты плакатов для заграницы. Редакция отправляла их в 20 стран мира, в том числе в США, Великобританию, Китай, Швецию и страны Латинской Америки.
В 1942 году несколько сотрудников редакции получили Государственную премию за вклад в поднятие боевого духа в период войны. Среди награжденных были поэт Самуил Маршак, творческий коллектив Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов), а также художники: Павел Соколов-Скаля, Георгий Савицкий, Николай Радлов, Петр Шухмин и Михаил Черемных. Печатников и резчиков редакции наградили медалью «За оборону Москвы».
За несколько лет своего существования редакция ТАСС вручную выпустила свыше 15 миллионов экземпляров военно-оборонных плакатов.
Вид плакатов, которые выпускала редакция, назывался малотиражным. Их создавали не печатью, а вручную: специальные клеевые краски наносили на бумагу с помощью трафаретов. По сравнению с печатными плакатами «Окна ТАСС» были более свободны в выборе цветов. Еще одной их особенностью стала мобильность — возможность быстро откликнуться на происходящие события. Содержание плакатов чаще всего было агитационным. Окно № 1265 «Да здравствует героический рабочий класс», который хранится в коллекции музея, прославлял труд рабочих в годы войны.
Во время битвы за Москву 1941–1942 годов сотрудникам «Окон» приходилось работать в тяжелейших условиях. Из-за дефицита масляного растворителя художники сначала перешли на работу со скипидаром, а затем и с ацетоном. Нужно было соблюдать условия светомаскировки: мастерские «Окон» находились рядом со зданиями Министерства иностранных дел и Комитета государственной безопасности, поэтому проветривать помещения ночью было невозможно. По воспоминаниям работников, из-за высокой концентрации токсичных паров за ночь скорая помощь могла увозить в тяжелом состоянии от трех до шести трафаретчиков.
Всесоюзное общество культурных связей (ВОКС) заказывало у «Окон» дубликаты плакатов для заграницы. Редакция отправляла их в 20 стран мира, в том числе в США, Великобританию, Китай, Швецию и страны Латинской Америки.
В 1942 году несколько сотрудников редакции получили Государственную премию за вклад в поднятие боевого духа в период войны. Среди награжденных были поэт Самуил Маршак, творческий коллектив Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов), а также художники: Павел Соколов-Скаля, Георгий Савицкий, Николай Радлов, Петр Шухмин и Михаил Черемных. Печатников и резчиков редакции наградили медалью «За оборону Москвы».
За несколько лет своего существования редакция ТАСС вручную выпустила свыше 15 миллионов экземпляров военно-оборонных плакатов.