Этот серебряный чеканный оклад к иконе «Богоматерь с младенцем» выполнил пробирный мастер Лев Власов в 1776 году, в Тобольске. Об этом свидетельствую клейма — герб Сибири — два соболя, стоящие на задних лапах со стрелой между ними, под царской короной — и шифр «1776/Л.В» в квадратном щитке.
Над головой Богоматери — накладной венец с рокайльными завитками, короной и двумя коленопреклоненными ангелами с распростертыми крыльями, поддерживающими корону. Риза украшена растительным орнаментом с рельефными поясками. Сама икона не сохранилась. Оплавленный край оклада позволяет предположить, что основной образ сгорел.
Традиция украшать иконы окладами и ризами известна с древности. Нередко оклад покрывал всю иконную доску поверх красочного слоя, за исключением нескольких ключевых элементов — обычно лица и рук. Изначально оклады использовали для того, чтобы сохранить писаный образ от внешних воздействий и повреждений. Но со временем традиция приобрела и духовно-символическое значение, которое заключалось в олицетворении небесного невещественного света.
Оклады изготавливали из драгоценных или менее дорогих металлов: золота, серебра, латуни, меди. Их украшали резьбой, чеканкой, сканью, эмалями, цветными стеклами, драгоценными камнями. Бытовала традиция шитых окладов, украшенных золотыми нитями, бисером или жемчугом. Именно такие оклады и целые иконы вышивались золотыми нитями в златошвейных мастерских Тобольского Иоанно-Введенского женского монастыря. Обычно этим занимались знатные дамы, которые ушли в монастырь.
К концу XVII столетия иконный оклад выделился в самостоятельный вид прикладного искусства со своими особенностями. Это направление не обошло стороной и сибирский регион. В XVIII столетии здесь активно развиваются ремесла, серебряных дел мастера объединялись в цеха. Развивались города, строили монастыри. В этот период спрос на написание икон и изготовление окладов к ним был очень большим. Только в период с 1702 по 1742 год в Сибири построили 288 церквей, а значит, было создано не менее 300 иконостасов и несколько тысяч икон.
Над головой Богоматери — накладной венец с рокайльными завитками, короной и двумя коленопреклоненными ангелами с распростертыми крыльями, поддерживающими корону. Риза украшена растительным орнаментом с рельефными поясками. Сама икона не сохранилась. Оплавленный край оклада позволяет предположить, что основной образ сгорел.
Традиция украшать иконы окладами и ризами известна с древности. Нередко оклад покрывал всю иконную доску поверх красочного слоя, за исключением нескольких ключевых элементов — обычно лица и рук. Изначально оклады использовали для того, чтобы сохранить писаный образ от внешних воздействий и повреждений. Но со временем традиция приобрела и духовно-символическое значение, которое заключалось в олицетворении небесного невещественного света.
Оклады изготавливали из драгоценных или менее дорогих металлов: золота, серебра, латуни, меди. Их украшали резьбой, чеканкой, сканью, эмалями, цветными стеклами, драгоценными камнями. Бытовала традиция шитых окладов, украшенных золотыми нитями, бисером или жемчугом. Именно такие оклады и целые иконы вышивались золотыми нитями в златошвейных мастерских Тобольского Иоанно-Введенского женского монастыря. Обычно этим занимались знатные дамы, которые ушли в монастырь.
К концу XVII столетия иконный оклад выделился в самостоятельный вид прикладного искусства со своими особенностями. Это направление не обошло стороной и сибирский регион. В XVIII столетии здесь активно развиваются ремесла, серебряных дел мастера объединялись в цеха. Развивались города, строили монастыри. В этот период спрос на написание икон и изготовление окладов к ним был очень большим. Только в период с 1702 по 1742 год в Сибири построили 288 церквей, а значит, было создано не менее 300 иконостасов и несколько тысяч икон.