В IX–XII веках на довольно обширной территории от Адыгеи и через Придонье и Поднепровье до Латвии, населенной различными этносами распространился обычай ношения бронзовых литых привесок в виде всадников. Некоторые типы фигурок эволюционировали со временем, другие сохранялись в неизменном виде, имели локальное распространение или бытовали повсеместно. Исследователи считают, что традиция изготовления бронзовых всадников-амулетов зародилась у аланов приблизительно в VIII веке.
К этому времени история аланов насчитывала уже восемь веков, во II–III веках они сумели занять лидирующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, в 372 году потерпев поражение от гуннов приняли участие в Великом переселении народов, основали свои государства на Пиренейском полуострове и в Северной Африке (совместно с вандалами), и дали толчок к развитию традиции средневекового европейского рыцарства.
Другая группа алан перешла к оседлости и обосновалась в предгорьях Кавказа создав к IV–V вв. государство Алания, некоторая часть алан обратилась в христианство. Аланские воины-дружинники носили изображения всадников, как знак принадлежности к дружине и в подтверждение своего статуса.
Ранние фигурки с различной степенью детализации изображали всадника, сидящего на спокойно стоящей лошади. Голова и туловище наездника повернуты в анфас. Левая рука держит поводья и касается шеи лошади, правая опирается на ее круп. Другой тип бытовавших фигурок подробно изображает только лошадь, всадник же указывается схематично в виде головы (личины) в башлыке или простого кольца на спине животного.
В VIII веке под давлением вторгшихся в Закавказье арабов аланы вошли в состав Хазарского каганата и приняли участие в формировании общей хазарской государственной культуры наравне с булгарами и хазарами. Традиционно исследователи отождествляют результат этого процесса с Салтово-маяцкой археологической культурой. При этом выделяется два больших локальных варианта: лесостепной аланский (в Подонье, куда переселилась часть алан) и степной «болгарский».
К этому времени история аланов насчитывала уже восемь веков, во II–III веках они сумели занять лидирующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, в 372 году потерпев поражение от гуннов приняли участие в Великом переселении народов, основали свои государства на Пиренейском полуострове и в Северной Африке (совместно с вандалами), и дали толчок к развитию традиции средневекового европейского рыцарства.
Другая группа алан перешла к оседлости и обосновалась в предгорьях Кавказа создав к IV–V вв. государство Алания, некоторая часть алан обратилась в христианство. Аланские воины-дружинники носили изображения всадников, как знак принадлежности к дружине и в подтверждение своего статуса.
Ранние фигурки с различной степенью детализации изображали всадника, сидящего на спокойно стоящей лошади. Голова и туловище наездника повернуты в анфас. Левая рука держит поводья и касается шеи лошади, правая опирается на ее круп. Другой тип бытовавших фигурок подробно изображает только лошадь, всадник же указывается схематично в виде головы (личины) в башлыке или простого кольца на спине животного.
В VIII веке под давлением вторгшихся в Закавказье арабов аланы вошли в состав Хазарского каганата и приняли участие в формировании общей хазарской государственной культуры наравне с булгарами и хазарами. Традиционно исследователи отождествляют результат этого процесса с Салтово-маяцкой археологической культурой. При этом выделяется два больших локальных варианта: лесостепной аланский (в Подонье, куда переселилась часть алан) и степной «болгарский».