Охлупень, более известный как конек и князек, — венец традиционной избы в Древней Руси. Его вырезали на конце цельного, князевого, бревна, державшего крышу. Коми-пермяки верили в защитную силу коня; по языческим поверьям, он существовал до создания нашего мира. На небесном коне ездил верховный бог Ен, который после крещения Перми Великой почитался как Бог Отец. Голова коня на крыше дома приносила в семью благополучие и оберегала ее от бога северного ветра Войпеля.
Вера в магическую защиту человека, его жилища, предметов быта и домашних животных при помощи культовых предметов, оберегов и изображений возникла в эпоху первобытности и отчасти существует до сих пор. В древности человек не считал себя царем природы, а был лишь ее незначительной частью. Язычники наделяли животных сверхъестественной силой, объясняли явления природы с помощью духов и божеств. Человек нуждался в их защите — отсюда ритуальные поклонения, жертвоприношения и вера в талисманы.
Коми-пермяки вплетали амулеты в волосы, подвешивали на шею и на пояс, чтобы их перезвон отпугивал злые силы. Одежду украшали набойным орнаментом, дом заполняли благостными языческими символами: конем, оленем, птицей, солнцем. В обоих случаях главным принципом было защитить все точки входа, чтобы «злыдни» не могли проникнуть к человеку. Орнаментировали все проемы, отверстия, ворота, окна, двери. Конек на крыше был душой дома, у каждой избы он был свой, непохожий на других: гордый, стремительный, могучий, богатырский, маленький, скромный, задорный.
Венчать крышу мог не только конь, но и птица. По легенде коми-пермяков, мир был создан из земли, которую утка принесла со дна моря. Птица представала в виде утки или в образе сказочной царь-птицы с торжественным навершием-короной вместо гребня. Охлупень казался одушевленным существом, которое меняет облик в разное время года. Неокрашенное дерево от ветров и дождей постепенно темнеет, покрывается узорами мха. Освещенное солнцем, под светлым северным небом оно приобретает серебристый оттенок, и скульптура будто парит в воздухе. В дождливую погоду на фоне свинцового неба конь-охлупень рисуется черным грозным силуэтом. Особенно красив конек в тихую белую ночь.
Вера в магическую защиту человека, его жилища, предметов быта и домашних животных при помощи культовых предметов, оберегов и изображений возникла в эпоху первобытности и отчасти существует до сих пор. В древности человек не считал себя царем природы, а был лишь ее незначительной частью. Язычники наделяли животных сверхъестественной силой, объясняли явления природы с помощью духов и божеств. Человек нуждался в их защите — отсюда ритуальные поклонения, жертвоприношения и вера в талисманы.
Коми-пермяки вплетали амулеты в волосы, подвешивали на шею и на пояс, чтобы их перезвон отпугивал злые силы. Одежду украшали набойным орнаментом, дом заполняли благостными языческими символами: конем, оленем, птицей, солнцем. В обоих случаях главным принципом было защитить все точки входа, чтобы «злыдни» не могли проникнуть к человеку. Орнаментировали все проемы, отверстия, ворота, окна, двери. Конек на крыше был душой дома, у каждой избы он был свой, непохожий на других: гордый, стремительный, могучий, богатырский, маленький, скромный, задорный.
Венчать крышу мог не только конь, но и птица. По легенде коми-пермяков, мир был создан из земли, которую утка принесла со дна моря. Птица представала в виде утки или в образе сказочной царь-птицы с торжественным навершием-короной вместо гребня. Охлупень казался одушевленным существом, которое меняет облик в разное время года. Неокрашенное дерево от ветров и дождей постепенно темнеет, покрывается узорами мха. Освещенное солнцем, под светлым северным небом оно приобретает серебристый оттенок, и скульптура будто парит в воздухе. В дождливую погоду на фоне свинцового неба конь-охлупень рисуется черным грозным силуэтом. Особенно красив конек в тихую белую ночь.