В экспозиции Забайкальского краевого краеведческого музея можно увидеть, как выглядел один из самых распространенных ритуалов эвенков — обряд охотничьей удачи. На эвенкийском языке его называли «синкелаун». Обычно он проходил один раз в год, в первой половине октября, когда в регионе начинался сезон охоты.
Обряд был настоящим родовым праздником, в котором участвовали эвенские мужчины и шаман. Они собирались в заранее выбранном месте в лесу, ставили там лагерь и шаманскую юрту.
Ритуал требовал предварительной подготовки и состоял из четырех частей. Сначала охотники изготавливали необходимые атрибуты обряда: фигурки парнокопытных животных, которые водились в тайге и служили приманкой. Их делали из прутьев тех деревьев и кустарников, которыми кормятся звери, а затем расставляли в лесу.
Следующий этап начинался только через три дня. На протяжении этого времени мужчины жили в лагере, отдыхали, обучали молодых охотников и планировали, где лучше всего искать зверя. На третий день, после заката в шаманской юрте проводили камлание — общение с духами.
Шаман, сидя в центре жилища, раскладывал вокруг фигурки деревянных птиц: орла, лебедей и уток. Они символизировали духов, которые сопровождали ритуал. Шаман медленно танцевал, бил в бубен, пел и просил их послать удачу и зверя для охотников. Помощники бросали шерсть — души зверей, он собирал ее и с добычей возвращался назад.
После камлания охотники по очереди надевали шаманские атрибуты и били в бубен. Так провожали духов, которые помогали в обряде, обратно в их мир.
Утром следующего дня, после восхода солнца, начиналась третья часть обряда — очищение охотников от враждебных духов и сглаза. Под песни и пляски шамана мужчины проходили через чичипкан — живой коридор из участников охоты, которые размахивали можжевельником или багульником.
После этого все возвращались в юрту и снова повторяли проводы шаманских духов. В этот же день участники имитировали магическую охоту на фигурки парнокопытных в тайге — бэюнкан. К чучелам подкрадывались с луком в руках, стреляли в них и затем разделывали туши из прутиков, как настоящих зверей.
Обряд заканчивался песнями и плясками, все возвращались в лагерь и были готовы к настоящей охоте.
Обряд был настоящим родовым праздником, в котором участвовали эвенские мужчины и шаман. Они собирались в заранее выбранном месте в лесу, ставили там лагерь и шаманскую юрту.
Ритуал требовал предварительной подготовки и состоял из четырех частей. Сначала охотники изготавливали необходимые атрибуты обряда: фигурки парнокопытных животных, которые водились в тайге и служили приманкой. Их делали из прутьев тех деревьев и кустарников, которыми кормятся звери, а затем расставляли в лесу.
Следующий этап начинался только через три дня. На протяжении этого времени мужчины жили в лагере, отдыхали, обучали молодых охотников и планировали, где лучше всего искать зверя. На третий день, после заката в шаманской юрте проводили камлание — общение с духами.
Шаман, сидя в центре жилища, раскладывал вокруг фигурки деревянных птиц: орла, лебедей и уток. Они символизировали духов, которые сопровождали ритуал. Шаман медленно танцевал, бил в бубен, пел и просил их послать удачу и зверя для охотников. Помощники бросали шерсть — души зверей, он собирал ее и с добычей возвращался назад.
После камлания охотники по очереди надевали шаманские атрибуты и били в бубен. Так провожали духов, которые помогали в обряде, обратно в их мир.
Утром следующего дня, после восхода солнца, начиналась третья часть обряда — очищение охотников от враждебных духов и сглаза. Под песни и пляски шамана мужчины проходили через чичипкан — живой коридор из участников охоты, которые размахивали можжевельником или багульником.
После этого все возвращались в юрту и снова повторяли проводы шаманских духов. В этот же день участники имитировали магическую охоту на фигурки парнокопытных в тайге — бэюнкан. К чучелам подкрадывались с луком в руках, стреляли в них и затем разделывали туши из прутиков, как настоящих зверей.
Обряд заканчивался песнями и плясками, все возвращались в лагерь и были готовы к настоящей охоте.