Инсталляция из экспозиции краеведческого музея изображает традиционный обряд кормления очага. Он был заключительной частью свадебного ритуала у забайкальских эвенков.
В брак вступали в разном возрасте. В некоторых эвенкийских племенах существовала традиция сватать новорожденных или даже неродившихся детей. В других девушки были готовы выйти замуж только тогда, когда они умели ухаживать за хозяйством и семьей.
Стойбища жениха и невесты устраивали на некотором расстоянии. Между ними обычно проходила граница в виде небольшого оврага или естественной канавки.
Эвенкийский свадебный обряд состоял из трех основных частей, в регионах различались только детали. Сначала невесту одевали, собирали караван с приданым и торжественно привозили в стойбище будущего мужа. Там проходил финальный и главный ритуал — девушку три раза обводили вокруг чума, чтобы приобщить ее к новому дому. Затем она входила внутрь, садилась справа на место хозяйки и «кормила» огонь — бросала в костер угощения. Зачастую это были оладьи, лепешки и конский волос.
После обряда в чум можно было войти жениху. В качестве мужа и жены они вместе выходили на улицу и кланялись гостям, а затем пришедшие трижды целовали руку девушки и плевали на ладонь мужчины. Некоторые забайкальские племена нагружали караван калымом — платой за молодую девушку — отвозили его обратно к чуму невесты и снова обводили вокруг жилища три раза.
Затем начиналось праздничное застолье. Женщины и мужчины сидели раздельно, а молодых помещали в центр. Они выпивали немного вина и закусывали мясом. По традиции, гостей обслуживала молодежь. Если в свадебном обряде принимал участие шаман, то он пробовал все угощения и начинал петь. Следом родственники со стороны жениха осматривали и оценивали приданое.
Праздник на стойбище жениха заканчивался традиционным танцем. Затем гости переходили к чуму невесты, где продолжали пир и пляски. В некоторых племенах в свадебном обряде обязательно участвовали соседи, им преподносили угощения.
В брак вступали в разном возрасте. В некоторых эвенкийских племенах существовала традиция сватать новорожденных или даже неродившихся детей. В других девушки были готовы выйти замуж только тогда, когда они умели ухаживать за хозяйством и семьей.
Стойбища жениха и невесты устраивали на некотором расстоянии. Между ними обычно проходила граница в виде небольшого оврага или естественной канавки.
Эвенкийский свадебный обряд состоял из трех основных частей, в регионах различались только детали. Сначала невесту одевали, собирали караван с приданым и торжественно привозили в стойбище будущего мужа. Там проходил финальный и главный ритуал — девушку три раза обводили вокруг чума, чтобы приобщить ее к новому дому. Затем она входила внутрь, садилась справа на место хозяйки и «кормила» огонь — бросала в костер угощения. Зачастую это были оладьи, лепешки и конский волос.
После обряда в чум можно было войти жениху. В качестве мужа и жены они вместе выходили на улицу и кланялись гостям, а затем пришедшие трижды целовали руку девушки и плевали на ладонь мужчины. Некоторые забайкальские племена нагружали караван калымом — платой за молодую девушку — отвозили его обратно к чуму невесты и снова обводили вокруг жилища три раза.
Затем начиналось праздничное застолье. Женщины и мужчины сидели раздельно, а молодых помещали в центр. Они выпивали немного вина и закусывали мясом. По традиции, гостей обслуживала молодежь. Если в свадебном обряде принимал участие шаман, то он пробовал все угощения и начинал петь. Следом родственники со стороны жениха осматривали и оценивали приданое.
Праздник на стойбище жениха заканчивался традиционным танцем. Затем гости переходили к чуму невесты, где продолжали пир и пляски. В некоторых племенах в свадебном обряде обязательно участвовали соседи, им преподносили угощения.
Обряд кормления огня известен благодаря русским востоковедам, в том числе Сергею Широкогорову. Он ездил в экспедиции в Забайкалье и участвовал в эвенкийских свадьбах.