Художник Александр Беликов написал картину «Обозы с продукцией из Юсуповского имения» специально для экспозиции музея. Он запечатлел сценку, которую часто можно было увидеть в слободе Ракитной на рубеже XVIII и XIX веков: обоз, груженный овощами, крупами, маслом и бочонками с медом отправляется на московский рынок.
В те годы хозяйством управлял Николай Борисович Юсупов. Он внес огромный вклад в развитие слободы Ракитной — она стала самой доходной экономией среди юсуповских владений (экономией на юге называлось помещичье хозяйство).
Слобода поставляла на рынки сливочное масло, мед, гречневую и ржаную муку, конопляное семя, амофорский табак, который в народе называют махоркой. В специально построенных оранжереях крестьяне растили лавровый лист.
Работники также ткали холсты и выделывали конопляные нити — они шли в основу ковров. В 1787 году Николай Юсупов устроил в Ракитянской вотчине ковровую фабрику, а спустя 10 лет открыл и суконное производство. Сукно шло на пошив офицерских и генеральских шинелей в государственную армию. К 1818 году ковровых фабрик было уже две: в большой числилась 21 ученица, а в малой — 7.
Чтобы сделать производство по-настоящему качественным, князь выписал из Полтавы часть мастеров-ковровщиков и ткачей с Ряшской суконной фабрики. Также из Москвы приехала опытная мастерица Федора Трусова. С тех времен в слободе Ракитной началось производство сложных ковров на вертикальных станках. По старой технологии их сшивали из двух или трех узких полос. Художественным оформлением занимались крепостные художники. Они изображали на коврах пейзажи, архитектуру, людей, птиц, библейские сюжеты.
С 1830-х годов Николай Юсупов решил развить в слободе собственное овцеводство: из Ряшек перенесли овчарный завод. Сюда завезли больше двух тысяч голов «шпонских» и мериносных пород овец и баранов, кроме того, князь заказал коз и баранов киргизских и голландских пород.
Все ковры из Ракитянской ковровой фабрики отправляли в Московскую канцелярию, а затем по московским и загородным домам князя. Часть из них шла на продажу.
В те годы хозяйством управлял Николай Борисович Юсупов. Он внес огромный вклад в развитие слободы Ракитной — она стала самой доходной экономией среди юсуповских владений (экономией на юге называлось помещичье хозяйство).
Слобода поставляла на рынки сливочное масло, мед, гречневую и ржаную муку, конопляное семя, амофорский табак, который в народе называют махоркой. В специально построенных оранжереях крестьяне растили лавровый лист.
Работники также ткали холсты и выделывали конопляные нити — они шли в основу ковров. В 1787 году Николай Юсупов устроил в Ракитянской вотчине ковровую фабрику, а спустя 10 лет открыл и суконное производство. Сукно шло на пошив офицерских и генеральских шинелей в государственную армию. К 1818 году ковровых фабрик было уже две: в большой числилась 21 ученица, а в малой — 7.
Чтобы сделать производство по-настоящему качественным, князь выписал из Полтавы часть мастеров-ковровщиков и ткачей с Ряшской суконной фабрики. Также из Москвы приехала опытная мастерица Федора Трусова. С тех времен в слободе Ракитной началось производство сложных ковров на вертикальных станках. По старой технологии их сшивали из двух или трех узких полос. Художественным оформлением занимались крепостные художники. Они изображали на коврах пейзажи, архитектуру, людей, птиц, библейские сюжеты.
С 1830-х годов Николай Юсупов решил развить в слободе собственное овцеводство: из Ряшек перенесли овчарный завод. Сюда завезли больше двух тысяч голов «шпонских» и мериносных пород овец и баранов, кроме того, князь заказал коз и баранов киргизских и голландских пород.
Все ковры из Ракитянской ковровой фабрики отправляли в Московскую канцелярию, а затем по московским и загородным домам князя. Часть из них шла на продажу.