Изразцовая облицовка средистенной печи, представленной в интерьере музея, поступила из дома купца Грамматикопуло, который занимался оптовой торговлей табаком и хлебом.
Особняк был построен около 1910 года и располагался в историческом центре Новороссийска, на Цемесской улице (с 1925 года — улица имени А.Ю. Губернского). Печь топилась из смежного со стеной помещения (сеней или специальной каморки) и не только согревала, осушала и очищала воздух в комнате или парадной зале, но и служила ее украшением.
Печные изразцы — это не простые керамические плитки, с обратной стороны они имеют вид открытой коробки (румпы). В верхней и нижней частях румпы делались отверстия, в которые вертикально вставлялись гвозди. Румпы предварительно набивали глиной со щебнем. Скреплялись изразцы проволокой железной, жженой, скрученной вдвое, крепимой к гвоздям и к брусковому железу по углам внутри печи, установленному вертикально.
Изразцовая печь быстро прогревалась и длительное время оставалась нагретой. Достигалось это благодаря прослойке воздуха между изразцами и стенкой печи — он нагревался и сохранял тепло.
Глазурь плотным стекловидным слоем лежала на пористом черепке, предохраняя поверхность изразца от копоти, а помещение — от дыма. Зеркало печи из особняка Грамматикопуло облицовано гладкими белыми глазурованными изразцами и заключено в богато декорированную рельефную раму с орнаментом «восточный огурец». Венчающая часть — навершие — сложной формы, в виде своеобразной массивной «короны».
Выступающая ложная «каминная» полка делит лицевое зеркало на две части, нижняя имитирует камин. К лицевому главному зеркалу печи прикреплен еще один элемент печного декора, расписной изразец-панно в рокайльной раме — изображение горца в нарядной красной черкеске на фоне горного пейзажа. Такие изразцы-панно производились на изразцово-майоликовом заводе Бронислава Яковлевича Лисовского в Витебске, являлись его отличительной особенностью. Место производства изразцов подтверждается клеймами завода Б.Я. Лисовского.
Особняк был построен около 1910 года и располагался в историческом центре Новороссийска, на Цемесской улице (с 1925 года — улица имени А.Ю. Губернского). Печь топилась из смежного со стеной помещения (сеней или специальной каморки) и не только согревала, осушала и очищала воздух в комнате или парадной зале, но и служила ее украшением.
Печные изразцы — это не простые керамические плитки, с обратной стороны они имеют вид открытой коробки (румпы). В верхней и нижней частях румпы делались отверстия, в которые вертикально вставлялись гвозди. Румпы предварительно набивали глиной со щебнем. Скреплялись изразцы проволокой железной, жженой, скрученной вдвое, крепимой к гвоздям и к брусковому железу по углам внутри печи, установленному вертикально.
Изразцовая печь быстро прогревалась и длительное время оставалась нагретой. Достигалось это благодаря прослойке воздуха между изразцами и стенкой печи — он нагревался и сохранял тепло.
Глазурь плотным стекловидным слоем лежала на пористом черепке, предохраняя поверхность изразца от копоти, а помещение — от дыма. Зеркало печи из особняка Грамматикопуло облицовано гладкими белыми глазурованными изразцами и заключено в богато декорированную рельефную раму с орнаментом «восточный огурец». Венчающая часть — навершие — сложной формы, в виде своеобразной массивной «короны».
Выступающая ложная «каминная» полка делит лицевое зеркало на две части, нижняя имитирует камин. К лицевому главному зеркалу печи прикреплен еще один элемент печного декора, расписной изразец-панно в рокайльной раме — изображение горца в нарядной красной черкеске на фоне горного пейзажа. Такие изразцы-панно производились на изразцово-майоликовом заводе Бронислава Яковлевича Лисовского в Витебске, являлись его отличительной особенностью. Место производства изразцов подтверждается клеймами завода Б.Я. Лисовского.