Соловецкий монастырь основали преподобные Савватий и Герман: они поселились на Соловецком острове в Белом море в начале XV века. Позже, после смерти Савватия, сюда прибыл преподобный Зосима. Он построил первый деревянный храм и в 1452 году стал игуменом монастыря. В 1547 году к лику святых причислили основателей Соловецкой обители — Савватия и Зосиму, а позже и преподобного Германа — «за многолетние постнические труды».
Обитель соловецких чудотворцев
Время создания
Вторая половина XVII века
Размер
31,3х27 см
Техника
Дерево, темпера
Коллекция
Выставка
4
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Обитель соловецких чудотворцев
#2
#3
Об иконе
#4
На иконе «Обитель соловецких чудотворцев» из коллекции Рыбинского музея монастырю отведена главная роль. Такая иконография была необычной для XVII века, когда создавали этот образ. Монастырь изображён фантазийно. Панорама открывается со стороны Бухты благополучия и Святых ворот. Однако иконописцы не написали боковых стен, храмы обозначили храмовыми иконами, а Спасо-Преображенский собор представили в виде башни, хотя на самом деле он был пятиглавым. По сторонам от него на иконе изображены декоративные звонницы с колоколами, в которые звонят два монаха.
#5
На переднем плане виден водоём с огромными рыбами и водоплавающими птицами. Такие каналы действительно существовали в давние времена в монастыре, однако исследователи считают, что здесь канал имеет другое значение — символическое. Рыбы обозначают души христиан, а плавающие птицы, пьющие воду — людей, слушающих учение Христа. Фигуры святых чудотворцев здесь хоть и присутствуют, но малы для того, чтобы стать доминантой в композиции.
#6
Икону из коллекции Рыбинского музея создали, предположительно, мастера самого Соловецкого монастыря. В 1615 году монахи возвели на территории здание иконописной палаты. В монастыре писали простые образки для паломников и сложные «подносные» иконы для важных гостей. «Обитель соловецких чудотворцев» исследователи относят ко второму типу. Здесь и гармоничное сочетание цветов, и уверенные тонкие линии миниатюрного письма, и искусное золочение. «Подносные» иконы не были уникальными — мастера могли создавать две или три подобных. Например, образ похожей иконографии, созданный в то же время соловецкими иконописцами, сегодня хранится в Музее икон в немецком городе Рекклингхаузене.
В Рыбинский музей икона попала из имения Петровское, которое принадлежало дворянам Михалковым. Возможно, кто-то из семьи посетил Соловецкий монастырь и получил этот образ в дар.
#7
Рыбинский музей-заповедник
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Обитель соловецких чудотворцев
Время создания
Вторая половина XVII века
Размер
31,3х27 см
Техника
Дерево, темпера
Коллекция
Выставка
4

Открыть в приложении
Поделиться