Гимнастерка как вид полевой формы впервые появилась в туркестанских батальонах Русской Императорской Армии в 1870-х годах. Ее предписывалось носить нижним чинам «летом, в знойное время», пристегнув плечевые мундирные погоны.
Название этой формы происходит от гимнастической рубахи — солдатской одежды для занятий физическими упражнениями, которую ввели в 1862 году. Покрой такой рубахи был простым: кусок хлопчатобумажного полотна перегибали пополам и сшивали по бокам. Затем вырезали горловину и оформляли ее невысоким стоячим воротником и неглубокой застежкой спереди с крючками или пуговицами. К телу рубахи пришивали рукава без обшлагов.
Гимнастерка была популярна не только у военных, но и у гражданских ведомств. Она была дешевой и простой в производстве, легко подшивалась по росту и размеру владельца.
Изначально гимнастерки были белыми. Защитный зеленовато-серый цвет она получила во время военных реформ 1905–1912 годов. Во время Первой мировой войны офицерам и военным врачам разрешили заменить походные кители на суконные рубахи-гимнастерки, которые отличались от солдатских наличием карманов.
В 1943 году Красная армия приняла новое обмундирование и изменила систему знаков различия. Гимнастерку сохранили для рядовых и сержантов как элемент полевой и повседневной строевой формы, а для среднего и старшего командного и начальствующего состава она осталась только в полевой форме. Вместо отложного воротника гимнастерка получила воротник-стойку, который лучше сочетался с погонами. Он застегивался на две пуговицы. У гимнастерок отменили нарукавные знаки, а также ввели прямоугольные нашивки за ранения. У рядовых и сержантов по-прежнему не было карманов, тогда как офицерам накладные карманы заменили прорезными, прикрытыми клапанами. Представленная в экспозиции музея гимнастерка полностью соответствует уставному описанию военной формы 1943 года.
Название этой формы происходит от гимнастической рубахи — солдатской одежды для занятий физическими упражнениями, которую ввели в 1862 году. Покрой такой рубахи был простым: кусок хлопчатобумажного полотна перегибали пополам и сшивали по бокам. Затем вырезали горловину и оформляли ее невысоким стоячим воротником и неглубокой застежкой спереди с крючками или пуговицами. К телу рубахи пришивали рукава без обшлагов.
Гимнастерка была популярна не только у военных, но и у гражданских ведомств. Она была дешевой и простой в производстве, легко подшивалась по росту и размеру владельца.
После Октябрьской революции гимнастерка стала частью обмундирования рядового, командного и начальствующего состава Рабоче-крестьянской Красной армии. В соответствии с приказом Реввоенсовета СССР в 1929 году она получила название «летняя рубаха с налокотниками образца 1931 года для всех родов войск». Время от времени менялись покрой, материал, форма воротника, расположение карманов, планок и прочие детали, но до 1943 года гимнастерка оставалась обязательным элементов всех видов обмундирования: полевого, повседневного и парадного.
В 1943 году Красная армия приняла новое обмундирование и изменила систему знаков различия. Гимнастерку сохранили для рядовых и сержантов как элемент полевой и повседневной строевой формы, а для среднего и старшего командного и начальствующего состава она осталась только в полевой форме. Вместо отложного воротника гимнастерка получила воротник-стойку, который лучше сочетался с погонами. Он застегивался на две пуговицы. У гимнастерок отменили нарукавные знаки, а также ввели прямоугольные нашивки за ранения. У рядовых и сержантов по-прежнему не было карманов, тогда как офицерам накладные карманы заменили прорезными, прикрытыми клапанами. Представленная в экспозиции музея гимнастерка полностью соответствует уставному описанию военной формы 1943 года.