Политическая ситуация, возникшая в Европе в начале 1930-х годов, вынуждала советское военное руководство ускорить процесс разработки собственного вооружения, обмундирования и снаряжения. В частности, был необходим новый стальной шлем, который смог бы заменить устаревшие французские каски Адриана и дореволюционные русские М17 Sohlberg (Зольберг).
В середине 1930-х годов в СССР начали разрабатывать новый стальной шлем для Красной армии. В создании конструкции участвовало Артиллерийское управление РККА, а подбором стали занялись специалисты кафедры металловедения Артиллерийской академии. Создал образец нового шлема инженер высшей квалификации Артиллерийского управления РККА военинтендант I ранга Александр Шварц.
Чертеж утвердили в январе 1936 года, и в этом же году начали производство металлической основы на Лысьвенском металлургическом заводе на Урале. Холщовое подтулейное устройство, благодаря которому шлем держался на голове, изготавливали на фабрике «Освобожденный труд» в Москве и поставляли в Лысьву. Новый шлем получил обозначение «Стальной шлем образца 1936 года», или «СШ-36», — по году принятия на снабжение Красной армии.
СШ-36 имел оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Некоторые элементы в конструкции сохранились от предыдущих моделей. Например, вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и было прикрыто накладкой, которая напоминала уменьшенный гребень каски Адриана.
Вес такого шлема составлял 1200–1300 граммов, а толщина стали — 1,1 миллиметра. Подтулейник в форме купола шили из ткани, в нижней части прикрепляли полоску кожи тремя небольшими клепками. Размер подтулейника регулировали с помощью шнура в верхней части купола. Между шлемом и подтулейником располагались гофрированные алюминиевые полосы, которые обеспечивали вентиляцию и амортизацию при беге и прыжках. Подбородный ремень изготавливали из ткани или кожи, его длину регулировали с помощью квадратной пряжки.
Готовые партии новых шлемов проходили на заводе-изготовителе дополнительные испытания. Из них выбирали образцы, которые расстреливали в тире пистолетными и винтовочными патронами. Данные испытаний вместе с описанием химического состава и механических свойств бронестали заносили в паспорт шлема.
В боевой обстановке СШ-36 испытали во время гражданской войны в Испании, конфликтов на озере Хасан (1938 год) и у реки Халхин-Гол (1939 год), в Советско-финляндскую войну. Выяснилось, что широкие поля, которые по мнению Семена Буденного, должны были защищать от ударов шашкой, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата. Постепенно СШ-36 заменили на новую модель — СШ-40.
В середине 1930-х годов в СССР начали разрабатывать новый стальной шлем для Красной армии. В создании конструкции участвовало Артиллерийское управление РККА, а подбором стали занялись специалисты кафедры металловедения Артиллерийской академии. Создал образец нового шлема инженер высшей квалификации Артиллерийского управления РККА военинтендант I ранга Александр Шварц.
Чертеж утвердили в январе 1936 года, и в этом же году начали производство металлической основы на Лысьвенском металлургическом заводе на Урале. Холщовое подтулейное устройство, благодаря которому шлем держался на голове, изготавливали на фабрике «Освобожденный труд» в Москве и поставляли в Лысьву. Новый шлем получил обозначение «Стальной шлем образца 1936 года», или «СШ-36», — по году принятия на снабжение Красной армии.
СШ-36 имел оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Некоторые элементы в конструкции сохранились от предыдущих моделей. Например, вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и было прикрыто накладкой, которая напоминала уменьшенный гребень каски Адриана.
Вес такого шлема составлял 1200–1300 граммов, а толщина стали — 1,1 миллиметра. Подтулейник в форме купола шили из ткани, в нижней части прикрепляли полоску кожи тремя небольшими клепками. Размер подтулейника регулировали с помощью шнура в верхней части купола. Между шлемом и подтулейником располагались гофрированные алюминиевые полосы, которые обеспечивали вентиляцию и амортизацию при беге и прыжках. Подбородный ремень изготавливали из ткани или кожи, его длину регулировали с помощью квадратной пряжки.
Готовые партии новых шлемов проходили на заводе-изготовителе дополнительные испытания. Из них выбирали образцы, которые расстреливали в тире пистолетными и винтовочными патронами. Данные испытаний вместе с описанием химического состава и механических свойств бронестали заносили в паспорт шлема.
В боевой обстановке СШ-36 испытали во время гражданской войны в Испании, конфликтов на озере Хасан (1938 год) и у реки Халхин-Гол (1939 год), в Советско-финляндскую войну. Выяснилось, что широкие поля, которые по мнению Семена Буденного, должны были защищать от ударов шашкой, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата. Постепенно СШ-36 заменили на новую модель — СШ-40.