Нырики мужские зимние меховые — русское название обуви юганских ханты. Обувь башмаковидная. Внутренняя часть меховая, но в летней обуви ворс подстригается. Голенище шьется из шкуры оленя, иногда из плотной ткани с простежкой и утеплением. Между башмачной частью и голенищем пришивается полоса с нашитыми разноцветными полосками.
Праздничная обувь более нарядная: к голенищу и башмачной части пришивается полоса орнамента из темной и светлой ровдуги — выделанной кожи оленя. А сам башмак вышивается орнаментом с приложением подшейного волоса оленя или лося. Орнамент окрашивают красителем из коры лиственницы. Рисунок для мужчин и женщин различный. Посередине голенища спереди над полосой пришивается остроконечный треугольник высотой в 5-7 см.
Задняя верхняя часть голенища срезается для удобства ношения. К передней части голенища пришиваются вязки для удержания обуви. Под коленом нырики подвязывают цветными вязками, мужчины обычно плетут их из цветных ниток, украшая кистями.
И в летнюю, и в зимнюю обувь вкладывают стельки из травы, которые заготавливают летом.
Отдельно нужно упомянуть о технике мозаики по коже, ткани, которую применяли и применяют сегодня при изготовлении ныриков. Для изготовления этой мозаики применялась еще одна техника, требующая высокого мастерства. На ровдугу наносили узор краской из смеси оленьей крови с отваром коры лиственницы либо из одного отвара и оконтуривали его жгутиком из белого подшейного волоса оленя, который обшивали сухожильной нитью. Если кожу для выполнения орнаментов приходилось красить, то мех оленя был окрашен в светлые и темные тона самой природой.
Узоры лучше всего «резать», как говорят мастерицы, из гладкого плотного меха (камуса) — шкуры с ног копытных животных. А он всегда был дефицитом, его следовало экономить. Поэтому была изобретена безотходная технология: светлый и темный камусы накладывали друг на друга и вырезали сразу две полосы с одинаковым узором. Темную полосу вшивали в светлую, прокладывая швы узкими полосками цветного сукна. Получались контрастные зеркальные орнаменты, обычно с равенством фона и узора.
При работе с тканями, особенно бумажными, применяли еще один способ художественной обработки — аппликацию, то есть пришивание накладной узорной полосы на какую-то часть изделия. Если ровдуга и мех направляют фантазию мастериц на поиск новых линий и фигур, то ткани дают еще одну возможность — более полно выразить цветовосприятие мира.