Одни из главных достижений российской и советской авиации связаны с именем конструктора самолетов Николая Николаевича Поликарпова. Он родился в 1892 году в селе Георгиевском Орловской губернии.
Учась в местной семинарии, он сдал экзамены экстерном, чтобы поступить в Санкт-Петербургский политехнический институт на механическое отделение, где, увлекшись авиацией, начал заниматься на курсах воздухоплавания.
После окончания института Николай попал в авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода. В том время им руководил ученый-изобретатель Игорь Иванович Сикорский, создатель летающих «Витязей» и «Муромцев».
С приходом к власти Советов Поликарпов начал работать на московском авиазаводе «Дукс», он же ГАЗ № 1. Там молодой инженер успешно переконструировал на отечественный лад британский бомбардировщик DH-9, и тот превратился в самолет-разведчик Р-1. Также он создал первый советский истребитель И-1 и ПМ-1 — пятиместный пассажирский самолет.
В течение следующих лет появились еще более удачные модели истребителей, учебные самолеты и воздушный разведчик Р-5, получивший широкую известность, участвуя в спасении членов команды с застрявшего во льдах парохода «Челюскин».
Но в октябре 1929 года Николай Николаевич был арестован по стандартному в то время обвинению — «участие в контрреволюционной вредительской организации». Поликарпова приговорили к высшей мере наказания. Однако через несколько месяцев он попал в «Особое конструкторское бюро», располагавшееся в Бутырской тюрьме. Там он совместно с коллегой Дмитрием Павловичем Григоровичем разработал И-5 — самый удачный истребитель.
После этого приговор Поликарпова стали считать условным, а позже он был амнистирован.
Освободившись, конструктор работал в ЦКБ, потом на авиазаводе № 156, продолжая создавать шедевры советской авиации. К сожалению, не все детища Поликарпова были удачными. Так, на первом же испытательном полете истребителя И-180 погиб Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов.
Поликарпов, как и заместитель и директор завода, были арестованы. Конструктора спасло отсутствие подписи о допуске самолета к испытательному полету.
В декабре 1939 все лучшие сотрудники и все проекты Николая Поликарпова были переданы в новое ОКБ. Но инженер не отчаялся — практически с нуля он создал новый авиазавод.
Умер русский гений авиастроения в возрасте 52 лет, немного не дожив до конца войны. Всего Поликарповым было разработано свыше 80 самолетов различных типов.
Учась в местной семинарии, он сдал экзамены экстерном, чтобы поступить в Санкт-Петербургский политехнический институт на механическое отделение, где, увлекшись авиацией, начал заниматься на курсах воздухоплавания.
После окончания института Николай попал в авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода. В том время им руководил ученый-изобретатель Игорь Иванович Сикорский, создатель летающих «Витязей» и «Муромцев».
С приходом к власти Советов Поликарпов начал работать на московском авиазаводе «Дукс», он же ГАЗ № 1. Там молодой инженер успешно переконструировал на отечественный лад британский бомбардировщик DH-9, и тот превратился в самолет-разведчик Р-1. Также он создал первый советский истребитель И-1 и ПМ-1 — пятиместный пассажирский самолет.
В течение следующих лет появились еще более удачные модели истребителей, учебные самолеты и воздушный разведчик Р-5, получивший широкую известность, участвуя в спасении членов команды с застрявшего во льдах парохода «Челюскин».
Но в октябре 1929 года Николай Николаевич был арестован по стандартному в то время обвинению — «участие в контрреволюционной вредительской организации». Поликарпова приговорили к высшей мере наказания. Однако через несколько месяцев он попал в «Особое конструкторское бюро», располагавшееся в Бутырской тюрьме. Там он совместно с коллегой Дмитрием Павловичем Григоровичем разработал И-5 — самый удачный истребитель.
После этого приговор Поликарпова стали считать условным, а позже он был амнистирован.
Освободившись, конструктор работал в ЦКБ, потом на авиазаводе № 156, продолжая создавать шедевры советской авиации. К сожалению, не все детища Поликарпова были удачными. Так, на первом же испытательном полете истребителя И-180 погиб Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов.
Поликарпов, как и заместитель и директор завода, были арестованы. Конструктора спасло отсутствие подписи о допуске самолета к испытательному полету.
В декабре 1939 все лучшие сотрудники и все проекты Николая Поликарпова были переданы в новое ОКБ. Но инженер не отчаялся — практически с нуля он создал новый авиазавод.
Умер русский гений авиастроения в возрасте 52 лет, немного не дожив до конца войны. Всего Поликарповым было разработано свыше 80 самолетов различных типов.