На картине Фёдора Нестерова «Шахматист» изображён человек, играющий сам с собою в шахматы, вдали от городской суеты. Картина дышит уединением и покоем. В лице и руках человека при этом чувствуется напряжение — так автор передаёт нам работу мысли героя, наполняя картину жизнью. На этом небольшом полотне мы видим запечатлённым досуг человека явно интеллектуального. Возможно, что именно в такого рода занятии находил для себя ценность уединения и сам художник, проживший напряжённую и полную трудностей жизнь.
Будущий художник Нестеров родился в 1877 году в очень бедной крестьянской семье. Мать умерла, когда ему было всего шесть, а отца он не знал совсем. У мальчика рано проявились способности к рисованию. Когда ему исполнилось одиннадцать, тётка Аксинья отвезла его в Москву на учебу в Живописную и иконописную мастерскую Павла Павловича Пашкова. Там он быстро приобретает себе славу юного, но очень талантливого иконописца. Через несколько лет молодой Нестеров поступает в Пензенское художественное училище, где учится у знаменитого мастера жанровой живописи Константина Савицкого. Училище в Пензе он заканчивает с отличием и поступает в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Там его учителями становятся Илья Репин и Павел Чистяков, ученик Савицкого. Несмотря на трудности, связанные с тяжелым материальным положением, из-за которого увеличился срок обучения в академии, Нестеров все же получил звание художника живописи. Его дипломной работой, получившей второе место, была картина «Встреча Варлаама Хутынского новгородским митрополитом Антонием».
Выпуск Нестерова из училища пришёлся на начало Первой мировой войны, его призвали в армию, где он пробыл до 1916 года. Демобилизовавшись, он отправляется в Москву, где направляет свой талант на агитационные плакаты и портреты деятелей революции.
А с началом Гражданской войны Комиссариат народного просвещения направляет его в качестве мобилизованного художника в город Суджа Курской губернии. Только там после пятилетнего перерыва Нестерову удаётся вернуться к творческой работе и писать с натуры. В этот период он создаёт целую серию произведений «Куряне», на которых запечатлел портреты и фигуры людей того непростого времени. А когда в Судже в 1921 году открывают дом для беспризорных детей, Нестеров создаёт ещё одну серию — «Беспризорники». Помимо живописи и графики художник занимался созданием декораций к спектаклям и принимал участие в оформлении города.
Наследие Нестерова — десятки художественных и графических работ, которые представляют собой не только художественную ценность. Они по праву могут считаться художественно-историческими документами. Его полотна, акварели и рисунки можно встретить во многих музеях и частных собраниях.