Портрет графа Строганова создал неизвестный художник в середине XVIII века. Автор выполнил парадный портрет одного из представителей известной дворянской семьи Строгановых. Мастер изобразил благородного вельможу со всеми присущими его статусу атрибутами.
На груди у героя тщательно прописан орден Святого Георгия на ленте. Этот орден выделялся среди других как награда за личную доблесть в бою. В его статуте были такие слова: «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны, не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком…». Также герой портрета с достоинством демонстрирует звезду Ордена Святой Анны — его давали за подвиги на поприще государственной службы. В отличие от других российских орденов, его носили не на левой, а на правой стороне груди. Светлый парик и кружевное жабо тоже говорят о высоком положении вельможи.
Автор изобразил графа Строганова в темном кафтане с красными отворотами и золотым шитьем. По крою и цвету костюм героя соответствует моде второй половины XVIII века. К этому времени петровские реформы уже дали свои плоды, и искусство портрета расцветало всё сильнее.
Истоки русского портрета лежат в так называемой «парсуне», от латинского «persona» — личность. Эта ранняя форма портрета была распространена во второй половине XVII века. Парсуна была тесно связана со средневековым мышлением — такие изображения сильно напоминали иконы. Но время «великого метаморфозиса», как называли петровскую эпоху современники, стало временем возникновения новой русской живописи. Постепенно картины перестали поднимать только религиозные темы, появились светские сюжеты. Также менялась и сама манера письма, образы выглядели все реалистичнее. Петр I приглашал зарубежных живописцев работать у себя при дворе. Заодно он просил их учить русских художников европейской традиции живописи.
Европейская школа вытеснила парсуну. Мастера освободились от иконописной манеры, портрет всё глубже передавал характер человека. В русских картинах стали появляться объемы и верный анатомический рисунок. Также сильно возрос интерес к отдельному человеку, хотя личность пока ценили не за внутренний мир, а за государственные заслуги. Уже в первой четверти XVIII века появились портреты, в которых правдиво запечатлены образы многих выдающихся современников.
К ним относится и портрет графа Строганова. Строгановы — род русских промышленников и помещиков, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI–XX веков. С XVIII века Строгановы стали баронами и графами Российской империи. Род по мужской линии пресёкся только в 1923 году.