Жанровый постановочный портрет «Курильщик» был написан неизвестным голландским художником в XVII веке. Этот период принято называть золотым веком голландской живописи — по данным исследователей, в это время в Голландии работало около 3000 художников.
Для голландских мастеров было характерно мастерское владение рисунком. Сочетая его с простыми живописными приемами, им удалось поднять на новый технический уровень бытовые и жанровые портреты. В истории искусства этих художников принято называть малыми голландцами — из-за непритязательных сюжетов и небольших размеров картин, которые создавались под небогатые интерьеры горожан.
«Курильщик» — классический образец искусства малых голландцев. Персонаж картины написан в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, архитектурной средой, в привычных для него обстоятельствах и условиях. «Курильщик» написан масляными красками на деревянной основе не случайно: дерево — характерный материал для XVII века, а традиция его использования идет из Средневековья.
Камерная композиция представляет голландца в традиционной одежде — бархатном красном камзоле с большим белым воротником, широкополой шляпе с высокой тульей и низкими широкими полями. Шляпа украшена белым пером. Мужчина словно остановился на мгновение, общаясь с невидимым собеседником, и уже готов отойти. Перед ним натюрморт — большое белое блюдо, на котором лежат краб и несколько долек лимона, рядом на раме проема изображена салфетка. В руках у персонажа курительная трубка и большой майоликовый кувшин. Все это традиционные атрибуты, которыми пользовались малые голландцы, изображая повседневную жизнь.
Художник использует прием кулисности — позирующий мужчина находится на фоне архитектурной арки, внутри которой видна неоконченная картина, частично прикрытая темной драпировкой. Передний край картины отделен от зрителя условной горизонталью стола-подоконника, на котором расположились узорчатый ковер и блюдо. Художник тщательно, с пристальным вниманием выписал все детали, передал фактуру предметов, подчеркнув их материальность.
Непритязательность сюжета, обыденность и традиционность предметного мира — характерные признаки жанрового портрета, не требующего персонализации. Голландские мастера, разработав в XVII веке все известные сегодня жанровые вариации портрета, утвердили такой портрет-тип, и он стал своеобразным маркером исторической эпохи.
Для голландских мастеров было характерно мастерское владение рисунком. Сочетая его с простыми живописными приемами, им удалось поднять на новый технический уровень бытовые и жанровые портреты. В истории искусства этих художников принято называть малыми голландцами — из-за непритязательных сюжетов и небольших размеров картин, которые создавались под небогатые интерьеры горожан.
«Курильщик» — классический образец искусства малых голландцев. Персонаж картины написан в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, архитектурной средой, в привычных для него обстоятельствах и условиях. «Курильщик» написан масляными красками на деревянной основе не случайно: дерево — характерный материал для XVII века, а традиция его использования идет из Средневековья.
Камерная композиция представляет голландца в традиционной одежде — бархатном красном камзоле с большим белым воротником, широкополой шляпе с высокой тульей и низкими широкими полями. Шляпа украшена белым пером. Мужчина словно остановился на мгновение, общаясь с невидимым собеседником, и уже готов отойти. Перед ним натюрморт — большое белое блюдо, на котором лежат краб и несколько долек лимона, рядом на раме проема изображена салфетка. В руках у персонажа курительная трубка и большой майоликовый кувшин. Все это традиционные атрибуты, которыми пользовались малые голландцы, изображая повседневную жизнь.
Художник использует прием кулисности — позирующий мужчина находится на фоне архитектурной арки, внутри которой видна неоконченная картина, частично прикрытая темной драпировкой. Передний край картины отделен от зрителя условной горизонталью стола-подоконника, на котором расположились узорчатый ковер и блюдо. Художник тщательно, с пристальным вниманием выписал все детали, передал фактуру предметов, подчеркнув их материальность.
Непритязательность сюжета, обыденность и традиционность предметного мира — характерные признаки жанрового портрета, не требующего персонализации. Голландские мастера, разработав в XVII веке все известные сегодня жанровые вариации портрета, утвердили такой портрет-тип, и он стал своеобразным маркером исторической эпохи.