Географическое положение и замкнутое существование Сибири сказалось на региональном изобразительном искусстве XVIII — первой половины XIX века. Оно архаично и провинциально по сравнению с искусством европейской части России, но вместе с тем в нем хорошо сохранился местный колорит. Сибирский портрет — самобытное художественное явление. Музейная коллекция сибирского портрета насчитывает более ста произведений.
Желание иметь фамильную портретную галерею было характерно для сибирского купечества. На протяжении почти века многие известные и безымянные художники создавали живописную сагу рода Трапезниковых — могущественного купеческого клана Иркутска XVIII — начала ХХ века. Трапезниковы внесли большой вклад в развитие экономики и культуры Сибири.
Основателем династии считается Трофим Трапезников, выходец из поморских крестьян. В начале XVII века он приехал в Сибирь, где обзавелся большой семьей. Трофим был крепким хозяином и сумел выдать двух дочерей за местных купцов, а потом и сам перешел в иркутское купечество.
Один из самых ярких представителей рода — Петр Дмитриевич из третьего поколения Трапезниковых. Он заработал капитал на торговле пушниной, которую привозил с Камчатки. Благодаря его активной торговой деятельности и вложениям в промышленность семья Трапезниковых вошла в первогильдейское купечество. Если в 1790-х годах семейство состояло в третьей гильдии с капиталом более тысячи рублей, то в 1807 году размер капитала увеличился до 50 тысяч, это и позволило перейти в первую гильдию.
Помимо торговых дел, представители династии активно участвовали в общественной жизни города, занимались благотворительностью: жертвовали значительные суммы на городские и церковные нужды, развитие образования и просвещения. Константин и Никанор Трапезниковы избирались городскими головами.
На портрете из музейной коллекции изображен неизвестный член семьи Трапезниковых с ребенком. Работу можно отнести к концу 1830-х— началу 1840-х годов, судя по фасону сюртука и цвету шейного галстука, которые в это время вошли в моду в Петербурге и Москве. Молодые сибиряки и сибирячки не отставали от моды центральных городов и заказывали наряды в столице.
За счет глухого темного фона все внимание зрителя фокусируется на фигурах. В портрете проступают приемы иконописи: непластичность фигур, плоскостность изображения, грубовато написанные черты лица. При этом примечательна попытка неизвестного живописца передать диалог между позирующими.
Желание иметь фамильную портретную галерею было характерно для сибирского купечества. На протяжении почти века многие известные и безымянные художники создавали живописную сагу рода Трапезниковых — могущественного купеческого клана Иркутска XVIII — начала ХХ века. Трапезниковы внесли большой вклад в развитие экономики и культуры Сибири.
Основателем династии считается Трофим Трапезников, выходец из поморских крестьян. В начале XVII века он приехал в Сибирь, где обзавелся большой семьей. Трофим был крепким хозяином и сумел выдать двух дочерей за местных купцов, а потом и сам перешел в иркутское купечество.
Один из самых ярких представителей рода — Петр Дмитриевич из третьего поколения Трапезниковых. Он заработал капитал на торговле пушниной, которую привозил с Камчатки. Благодаря его активной торговой деятельности и вложениям в промышленность семья Трапезниковых вошла в первогильдейское купечество. Если в 1790-х годах семейство состояло в третьей гильдии с капиталом более тысячи рублей, то в 1807 году размер капитала увеличился до 50 тысяч, это и позволило перейти в первую гильдию.
Помимо торговых дел, представители династии активно участвовали в общественной жизни города, занимались благотворительностью: жертвовали значительные суммы на городские и церковные нужды, развитие образования и просвещения. Константин и Никанор Трапезниковы избирались городскими головами.
На портрете из музейной коллекции изображен неизвестный член семьи Трапезниковых с ребенком. Работу можно отнести к концу 1830-х— началу 1840-х годов, судя по фасону сюртука и цвету шейного галстука, которые в это время вошли в моду в Петербурге и Москве. Молодые сибиряки и сибирячки не отставали от моды центральных городов и заказывали наряды в столице.
За счет глухого темного фона все внимание зрителя фокусируется на фигурах. В портрете проступают приемы иконописи: непластичность фигур, плоскостность изображения, грубовато написанные черты лица. При этом примечательна попытка неизвестного живописца передать диалог между позирующими.