Якутский мастер Александр Манжурьев создал работу «Небесный танец» в 2012 году. Для скульптуры выбрал сложную многослойную композицию. Снизу он расположил фигуру шамана, а сверху фактически ему на голову поместил бубен, на котором стоит бык. В качестве материала для работы автор использовал бронзу, а поверхность скульптуры искусственно состарил патиной.
«Небесный танец» объединяет трёх народных персонажей якутского фольклора, которые связаны с божественным миром. Манжурьев нарочито нарушает пропорции во имя выразительности: он удлиняет голову шамана и уменьшает его тело и туловище быка. Поэтому герои этой скульптуры кажутся гротескными и забавными, а каждая деталь композиции приобретает иной символический смысл.
Шамана считали посредником между людьми и миром духов. К нему обращались с просьбами вылечить болезнь, помочь в охоте, послать хороший урожай или обильное потомство. Для общения с миром богов шаманы входили в транс. Обычно ритуалы сопровождались громкими песнями и звуками. Поэтому их обязательным атрибутом были бубен. Считалось, что он вводит в транс участников магического обряда и связывает их с иными мирами.
Фигура быка, который расположился на бубне, символизирует холод. В культуре народа саха его ассоциировали с потусторонним миром, потому что именно он приносил людям стужу и голод. Якуты считали, что с когда рога этого животного растут, морозы крепчают, а когда они ломаются, наоборот, ослабевают.
Произведения Манжурьева являются национальными по содержанию и новаторскими по стилю, они отходят от привычных якутских традиций. Мастер стремится раскрыть сакральный смысл шаманизма, народных сказаний, поверий с помощью собственного художественного языка. Поэтому исследователи называют Манжурьева основателем нового направления в современном якутском декоративно-прикладном искусстве.
«Небесный танец» объединяет трёх народных персонажей якутского фольклора, которые связаны с божественным миром. Манжурьев нарочито нарушает пропорции во имя выразительности: он удлиняет голову шамана и уменьшает его тело и туловище быка. Поэтому герои этой скульптуры кажутся гротескными и забавными, а каждая деталь композиции приобретает иной символический смысл.
Шамана считали посредником между людьми и миром духов. К нему обращались с просьбами вылечить болезнь, помочь в охоте, послать хороший урожай или обильное потомство. Для общения с миром богов шаманы входили в транс. Обычно ритуалы сопровождались громкими песнями и звуками. Поэтому их обязательным атрибутом были бубен. Считалось, что он вводит в транс участников магического обряда и связывает их с иными мирами.
Фигура быка, который расположился на бубне, символизирует холод. В культуре народа саха его ассоциировали с потусторонним миром, потому что именно он приносил людям стужу и голод. Якуты считали, что с когда рога этого животного растут, морозы крепчают, а когда они ломаются, наоборот, ослабевают.
Произведения Манжурьева являются национальными по содержанию и новаторскими по стилю, они отходят от привычных якутских традиций. Мастер стремится раскрыть сакральный смысл шаманизма, народных сказаний, поверий с помощью собственного художественного языка. Поэтому исследователи называют Манжурьева основателем нового направления в современном якутском декоративно-прикладном искусстве.