Семейное предание гласит, что картину «Неаполитанский залив» Евгений Боратынский приобрел во время путешествия в Неаполь в 1844 году. «Мы осмотрели некоторые из здешних окрестностей. Видели, что можно видеть, в Геркулануме; были в Пуцоле, видели храм Серапийский; но что здесь упоительно, это то внутреннее существование, которое дарует небо и воздух. Если небо, под которым Филемон и Бавкида превратились в деревья, не уступает здешнему, Юпитер был щедро благ, а они присноблажены. Мы остаемся здесь на два или три месяца», — писал Боратынский в письме своему другу Николаю Путяте. Планам поэта было не суждено сбыться — он скончался в Неаполе 11 июля 1844 года.
Картина написана в жанре морского пейзажа — марины. Автор ее неизвестен. На холсте изображено побережье Неаполитанского залива в яркий солнечный день. На заднем плане за дымкой виднеется вулкан Везувий, а правее — побережье города Сорренто.
В первые десятилетия XIX века Неаполь становится центром художественной жизни. В этот период здесь возникает Школа Позиллипо. В своих произведениях принадлежащие к ней художники обращались к непритязательным мотивам и городским видам. В их работах нашла отражение безмятежность южной природы и тихого спокойного человеческого существования. Они полны света, воздуха, свежего морского ветра.
Картина «Неаполитанский залив» созвучна этим работам, в частности — произведениям Джачинто Джиганте, известного романтика, который писал главным образом пейзажи и был очень популярен в России. Он любил изображать тихие селения побережья, уединенные тропинки, рыбачьи лодки у берега.
Посещавшие Неаполь путешественники охотно покупали работы с видами города, написанными в той же манере, что и картина «Неаполитанский залив». В этих произведениях безошибочно угадывался вкус заказчиков, которые желали не просто получить памятный сувенир, но и сохранить для себя атмосферу счастья, разлитого в итальянской природе.
«Как на крыльях, перенеслись мы, — сообщал Боратынский в письме другу, — из сложной общественной жизни Европы в роскошно-вегетативную жизнь Италии, которую за все ее заслуги должно бы на карте означать особой частью света».
Картина написана в жанре морского пейзажа — марины. Автор ее неизвестен. На холсте изображено побережье Неаполитанского залива в яркий солнечный день. На заднем плане за дымкой виднеется вулкан Везувий, а правее — побережье города Сорренто.
В первые десятилетия XIX века Неаполь становится центром художественной жизни. В этот период здесь возникает Школа Позиллипо. В своих произведениях принадлежащие к ней художники обращались к непритязательным мотивам и городским видам. В их работах нашла отражение безмятежность южной природы и тихого спокойного человеческого существования. Они полны света, воздуха, свежего морского ветра.
Картина «Неаполитанский залив» созвучна этим работам, в частности — произведениям Джачинто Джиганте, известного романтика, который писал главным образом пейзажи и был очень популярен в России. Он любил изображать тихие селения побережья, уединенные тропинки, рыбачьи лодки у берега.
Посещавшие Неаполь путешественники охотно покупали работы с видами города, написанными в той же манере, что и картина «Неаполитанский залив». В этих произведениях безошибочно угадывался вкус заказчиков, которые желали не просто получить памятный сувенир, но и сохранить для себя атмосферу счастья, разлитого в итальянской природе.
«Как на крыльях, перенеслись мы, — сообщал Боратынский в письме другу, — из сложной общественной жизни Европы в роскошно-вегетативную жизнь Италии, которую за все ее заслуги должно бы на карте означать особой частью света».