Икону, на которой изображен Спас Нерукотворный, создал неизвестный иконописец в первой трети XVII века. Первоначально икона находилась в деревянном храме Спаса Нерукотворного в Муроме. Позднее ее перенесли в Николо-Можайскую (Казанскую) церковь. По церковному преданию этот образ был создан на средства царя Михаила Романова.
Композиция иконы представляет собой сцену оплакивания Иисуса Христа после его смерти. Аналогом этой иконографии в западном искусстве является Пьета. Название иконы «Не рыдай Мене, Мати» взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского. Этот канон традиционно исполняли на Великую Субботу, в день после смерти Спасителя.
По сторонам от мертвого Христа изображены Богородица и Иоанн Богослов. Над ними располагается Нерукотворный образ Спасителя с ангелами. Для древнерусского искусства было характерно подобное соединение двух сюжетов: сцены оплакивания Христа и изображение его Нерукотворного образа. Состав клейм, расположенных по периметру иконы, нетрадиционен для произведений того времени. Эта муромская икона — редкий памятник, в котором отражено сразу несколько версий происхождения величайшей реликвии христианского мира — Нерукотворного образа Спасителя.
В двух верхних рядах клейма иллюстрируют «Повесть о обретении Нерукотворного образа Христа из Камулианы» святого Григория Нисского. По словам этого греческого святого, Христос явился благочестивой Акилине в Камулиане во времена правления Диоклетиана и передал ей плат с отпечатком своего лика. Затем ткань с образом Спасителя была обретена при Феодосии Великом в IV веке.
Клейма, которые располагаются сверху вниз со второго по восьмой ряд, являются иллюстрациями к «Повести императора Константина о Нерукотворном образе». Император написал это произведение вскоре после того, как реликвию перенесли из Эдессы в Константинополь. Автор приводит два варианта происхождения образа. По первой версии, Иисус отер полотном пот, который капал с него «подобно ручейкам крови», и «Боговидный образ» отдал для передачи Авгарю, правителю Эдессы. Согласно второму варианту, один из слуг Авгаря принес ему от Христа нерукотворный образ. Авгарь принял крещение и ввел почитание Нерукотворного образа в Эдессе.
Композиция иконы представляет собой сцену оплакивания Иисуса Христа после его смерти. Аналогом этой иконографии в западном искусстве является Пьета. Название иконы «Не рыдай Мене, Мати» взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского. Этот канон традиционно исполняли на Великую Субботу, в день после смерти Спасителя.
По сторонам от мертвого Христа изображены Богородица и Иоанн Богослов. Над ними располагается Нерукотворный образ Спасителя с ангелами. Для древнерусского искусства было характерно подобное соединение двух сюжетов: сцены оплакивания Христа и изображение его Нерукотворного образа. Состав клейм, расположенных по периметру иконы, нетрадиционен для произведений того времени. Эта муромская икона — редкий памятник, в котором отражено сразу несколько версий происхождения величайшей реликвии христианского мира — Нерукотворного образа Спасителя.
В двух верхних рядах клейма иллюстрируют «Повесть о обретении Нерукотворного образа Христа из Камулианы» святого Григория Нисского. По словам этого греческого святого, Христос явился благочестивой Акилине в Камулиане во времена правления Диоклетиана и передал ей плат с отпечатком своего лика. Затем ткань с образом Спасителя была обретена при Феодосии Великом в IV веке.
Клейма, которые располагаются сверху вниз со второго по восьмой ряд, являются иллюстрациями к «Повести императора Константина о Нерукотворном образе». Император написал это произведение вскоре после того, как реликвию перенесли из Эдессы в Константинополь. Автор приводит два варианта происхождения образа. По первой версии, Иисус отер полотном пот, который капал с него «подобно ручейкам крови», и «Боговидный образ» отдал для передачи Авгарю, правителю Эдессы. Согласно второму варианту, один из слуг Авгаря принес ему от Христа нерукотворный образ. Авгарь принял крещение и ввел почитание Нерукотворного образа в Эдессе.