#1
Кинжалы, Навершие
#2
#3
#4
В экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала представлены два кинжала. Один из них нашли в разрушенном кургане у села Котлик Пластовского района Челябинской области, а другой при распашке поля у села Долгодеревенское.
Навершие кинжала из кургана у села Котлик отделено от рукояти узкой рельефной колодочкой и выполнено в виде пары противопоставленных головок ушастых грифонов с круто загнутыми вниз клювами. Уши слегка выступают из головы. Рукоятка — короткая, рубчатая, с тремя валиками с одной стороны и двумя, разделенными широким желобком, с другой. Перекрестие кинжала формой напоминает бабочку. Лезвия клинка параллельны друг другу и плавно сужаются к острию.
Второй кинжал, который обнаружили в селе Долгодеревенское, также имеет бабочковидное перекрестие. Его навершие выполнено в виде противопоставленных голов кошачьих хищников. Клинок кинжала обоюдоострый, ромбовидный в сечении, постепенно сужается к острию. На центральной части рукояти расположились два параллельных желобка, между ними изображена змейка. Колодочка орнаментирована разнонаправленными косыми насечками. Все изделие сработано из одной полосы, за исключением приваренного перекрестия.
Специалисты относят эти клинки к кинжалам сарматского типа. Они появились в VII веке до нашей эры и стали особенно популярны в VI–IV веках до нашей эры. Такими клинками широко пользовались ираноязычные кочевники — сарматы. Воины применяли кинжалы в ближнем бою, в основном для колющего удара, но ими можно было и рубить.
Кинжал (от арабского ханджар) — это колющее оружие рукопашного боя с обоюдоострым клинком. Акинаками ученые называют короткие мечи длинной от 40 до 60 сантиметров. Клинки свыше 60 сантиметров считаются мечами, а меньше 40 сантиметров — кинжалами. По этой классификации клинки из коллекции Исторического музея Южного Урала относятся именно к категории кинжалов.
Носили подобные кинжалы в ножнах на левом боку либо крепили к ноге ремешками. Последнее подтверждают изображения медных фигурок-воинов из Сапоговского клада.
Навершие кинжала из кургана у села Котлик отделено от рукояти узкой рельефной колодочкой и выполнено в виде пары противопоставленных головок ушастых грифонов с круто загнутыми вниз клювами. Уши слегка выступают из головы. Рукоятка — короткая, рубчатая, с тремя валиками с одной стороны и двумя, разделенными широким желобком, с другой. Перекрестие кинжала формой напоминает бабочку. Лезвия клинка параллельны друг другу и плавно сужаются к острию.
Второй кинжал, который обнаружили в селе Долгодеревенское, также имеет бабочковидное перекрестие. Его навершие выполнено в виде противопоставленных голов кошачьих хищников. Клинок кинжала обоюдоострый, ромбовидный в сечении, постепенно сужается к острию. На центральной части рукояти расположились два параллельных желобка, между ними изображена змейка. Колодочка орнаментирована разнонаправленными косыми насечками. Все изделие сработано из одной полосы, за исключением приваренного перекрестия.
Специалисты относят эти клинки к кинжалам сарматского типа. Они появились в VII веке до нашей эры и стали особенно популярны в VI–IV веках до нашей эры. Такими клинками широко пользовались ираноязычные кочевники — сарматы. Воины применяли кинжалы в ближнем бою, в основном для колющего удара, но ими можно было и рубить.
Кинжал (от арабского ханджар) — это колющее оружие рукопашного боя с обоюдоострым клинком. Акинаками ученые называют короткие мечи длинной от 40 до 60 сантиметров. Клинки свыше 60 сантиметров считаются мечами, а меньше 40 сантиметров — кинжалами. По этой классификации клинки из коллекции Исторического музея Южного Урала относятся именно к категории кинжалов.
Носили подобные кинжалы в ножнах на левом боку либо крепили к ноге ремешками. Последнее подтверждают изображения медных фигурок-воинов из Сапоговского клада.
#5
Дата создания: V век до нашей эры
Техника: железо, ковка, заточка
Место создания: Курган у села Котлик Пластовского района Челябинской области и случайная находка при распашке поля в селе Долгодевенское
Размеры: 39×3,2×0,8 см
Коллекция: ОГБУК «Государственный Исторический Музей Южного Урала»
Правообладатель изображений ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала»
№ Госкаталога: 10634554
Техника: железо, ковка, заточка
Место создания: Курган у села Котлик Пластовского района Челябинской области и случайная находка при распашке поля в селе Долгодевенское
Размеры: 39×3,2×0,8 см
Коллекция: ОГБУК «Государственный Исторический Музей Южного Урала»
Правообладатель изображений ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала»
№ Госкаталога: 10634554
#6
Навершие в зверином стиле
#7
#8
Характерной чертой культуры ранних кочевников сарматской эпохи были предметы искусства, детали вооружения и конской упряжи, выполненные или украшенные в «зверином стиле». Так в древнем прикладном искусстве и орнаментике условно называли стиль, в котором применялись изображения животных. В основу его легло свойственное первобытно-родовому обществу почитание зверя-тотема, изображение которого, утрачивая свой священный, магический характер, постепенно превращалось в условный орнамент. Уже в III тысячелетии до нашей эры образцы звериного стиля встречались в египетском и шумерском искусстве. Во II тысячелетии до нашей эры звериный стиль был характерен для декоративного искусства народов Передней Азии (хеттов) и западного Ирана.
Однако наибольшего развития и выразительности звериный стиль достиг у сарматов и их соседей скифов в декоративном искусстве I тысячелетия до нашей эры и первых веков нашей эры. Общие элементы, которые были распространены по всей территории евразийских степей и прилегающей лесостепной полосе, его распространение, позволяют предположить источником стиля Ближний Восток, в области северного Ирана. Существует, однако, и другая версия. Ведущая роль в формировании звериного стиля здесь отводится скифам Причерноморья и сакским племенам Средней Азии.
Исследователи выявляют связь звериного стиля с культом доблести, исходя из того, что сюжеты и образы принадлежали аристократии, связанной с войной и магическими ритуалами.
В «зверином стиле» украшали преимущественно оружие, конское снаряжение, а также ритуальную посуду и костюм. Это искусство отличалось приспособленностью изображения к формам вещей, умением размещать фигуры в пространстве, сочетанием реализма со стилизацией образов.
Для раннего скифо-сакского искусства свойственно было подчеркивание деталей и особенностей того или иного животного. Для этого обычно использовали резко ограниченные плоскости, гораздо реже — дополнительные детали. В более позднем скифо-сибирском стиле часто встречалось украшение отдельных частей тела животного дополнительными звериными мотивами. Так, например, в бедро или плечо зверя вписывали изображения других животных, а хвосты и шеи украшали звериными или птичьими головками.
Однако наибольшего развития и выразительности звериный стиль достиг у сарматов и их соседей скифов в декоративном искусстве I тысячелетия до нашей эры и первых веков нашей эры. Общие элементы, которые были распространены по всей территории евразийских степей и прилегающей лесостепной полосе, его распространение, позволяют предположить источником стиля Ближний Восток, в области северного Ирана. Существует, однако, и другая версия. Ведущая роль в формировании звериного стиля здесь отводится скифам Причерноморья и сакским племенам Средней Азии.
Исследователи выявляют связь звериного стиля с культом доблести, исходя из того, что сюжеты и образы принадлежали аристократии, связанной с войной и магическими ритуалами.
В «зверином стиле» украшали преимущественно оружие, конское снаряжение, а также ритуальную посуду и костюм. Это искусство отличалось приспособленностью изображения к формам вещей, умением размещать фигуры в пространстве, сочетанием реализма со стилизацией образов.
Для раннего скифо-сакского искусства свойственно было подчеркивание деталей и особенностей того или иного животного. Для этого обычно использовали резко ограниченные плоскости, гораздо реже — дополнительные детали. В более позднем скифо-сибирском стиле часто встречалось украшение отдельных частей тела животного дополнительными звериными мотивами. Так, например, в бедро или плечо зверя вписывали изображения других животных, а хвосты и шеи украшали звериными или птичьими головками.
#9
Дата создания: вторая половина VI века до н. э.
Место создания: Раскопки кургана у села Варна
Техника: резьба
Размеры 21,1×4,7×2,4 см
Коллекция: ОГБУК «Государственный Исторический Музей Южного Урала»
Правообладатель изображений: Исторический музей Южного Урала
№ Госкаталога: 10828315
Место создания: Раскопки кургана у села Варна
Техника: резьба
Размеры 21,1×4,7×2,4 см
Коллекция: ОГБУК «Государственный Исторический Музей Южного Урала»
Правообладатель изображений: Исторический музей Южного Урала
№ Госкаталога: 10828315
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
0

Открыть в приложении
Поделиться