В художественном собрании Национального художественного музея Республики Саха хранится живописное полотно кисти неизвестного мастера круга Караваджо «Натюрморт с цветами, виноградом и дыней».
Жанр натюрморта в XVII веке стал оригинальным способом эмоционального познания мира и одновременно представлял собой единение живописной концепции, символа и подтекста. Натюрморты тогда мало ценились и считались второстепенным видом живописи. Но творчество Караваджо, который стал считаться предтечей натюрморта в стиле барокко, изменило отношение к жанру. Он первым применил при создании натюрморта технический прием, создающий иллюзию осязаемого, но на самом деле несуществующего. Караваджо повлиял на развитие европейской живописи в целом, сделав натуру основным выразительным языком живописи.
Караваджизм — стиль эпохи барокко, назван в честь Караваджо — художника-реформатора, основателя реализма. Он имел своих последователей — караваджистов, которые перенимали приемы его стиля.
На картине из коллекции музея представлена роскошная композиция с изобильными дарами природы. Крупным планом изображены фрукты, стеклянная ваза с цветами и водой, заполняющие большую часть пространства, их очертания ясно выделяются на темном нейтральном фоне. В натюрморте прослеживаются характерные черты караваджизма — это крупный план, передача текстуры предметов и тонких деталей, контраст света и тени. Внимание привлекают яркий живописный язык, натуралистичность и тщательная прорисовка деталей, эффект прозрачности, особенно заметный на вазе и виноградинах. Художник в совершенстве передает особенности разных фактур: деревянную поверхность стола, блеск и прозрачность стекла, мерцание налитых соком виноградин разного сорта, спелых сочных плодов — все напоминает о движении, внутренней энергии бытия.
Простой мотив натюрморта наполнен земным чувством красоты
и внутренней значимости. Разбросанные желтые, зеленые, красные, синие тона
создают ощущение изобилия, но, несмотря на это цветущее великолепие,
заметны следы увядания лепестков упавшего, но все еще прекрасного цветка,
видна легкая помятость изящных белых цветов, беспомощно свисает ветка
с края стола, физически ощутима сладость и тяжесть ломтей уже
надрезанных арбуза и айвы. Натюрморт отражает раздумья художника
о бренности земного существования и быстротечности жизни, которые как
легкое напоминание проявляются в беспокойной игре света и тени.