В экспозиции картинной галереи Вольска представлен натюрморт, выполненный художником Шарлем Малерне во второй половине XIX века.
Живописец изобразил композицию из двух керамических сосудов с вином и водой рядом с разрезанным и раскрытым в виде лилии апельсином. Возле них лежат свежесрезанная ветка винограда и сыр с благородной голубой плесенью.
Организация предметов на картине, или постановка, соответствует одному из видов популярного натюрморта — изображению накрытого стола. В прошлых столетиях на такие картины чаще всего помещали продукты, которые подавали к завтраку. Так, на холсте Малерне сыр сервирован на блюдце с прозрачным стеклянным колпаком.
Первой работой, которую исследователи относят к полноценным натюрмортам, была картина венецианского художника Якопо де Барбари 1504 года. Он изобразил композицию с куропаткой, латной рукавицей и арбалетным болтом.
Однако как отдельный жанр и профессиональная специализация в западной живописи натюрморт оформился только к концу XVI века. Этому немало способствовали голландские и фламандские художники. Они же придумали для жанра отдельный термин — stilleven, или «застывшая жизнь». До этого времени изображение неодушевленных предметов, организованных в группу, чаще всего было составляющей или вспомогательной частью в произведениях других жанров.
Кроме неодушевленных предметов, в натюрморте нередко изображали объекты живой природы. Их намеренно изолировали от естественных связей в природе и тем самым превращали в вещи: рыбу писали на столе, цветы — в букете, дичь — убитой на охоте. Неподвижные ящерицы, насекомые или животные тоже становились частью «застывшей жизни».
Специфика натюрморта предусматривала повышенное внимание к структуре композиции, деталям изображаемых объектов, объемам и фактуре поверхности. Художники старались писать предметы максимально реалистичными, а многие вещи наделяли особым смыслом. Благодаря этому натюрморты европейских художников XVII века нередко становились аллегориями и передавали абстрактные понятия с помощью конкретных изображений и образов.
Например, гниющие фрукты были аллегорией старения, яблоки напоминали о грехопадении Адама и Евы, персики и устрицы наделяли картину эротическими мотивами. Для расшифровки картин зрители нередко использовали специальные печатные сборники с пояснениями.
Живописец изобразил композицию из двух керамических сосудов с вином и водой рядом с разрезанным и раскрытым в виде лилии апельсином. Возле них лежат свежесрезанная ветка винограда и сыр с благородной голубой плесенью.
Организация предметов на картине, или постановка, соответствует одному из видов популярного натюрморта — изображению накрытого стола. В прошлых столетиях на такие картины чаще всего помещали продукты, которые подавали к завтраку. Так, на холсте Малерне сыр сервирован на блюдце с прозрачным стеклянным колпаком.
Первой работой, которую исследователи относят к полноценным натюрмортам, была картина венецианского художника Якопо де Барбари 1504 года. Он изобразил композицию с куропаткой, латной рукавицей и арбалетным болтом.
Однако как отдельный жанр и профессиональная специализация в западной живописи натюрморт оформился только к концу XVI века. Этому немало способствовали голландские и фламандские художники. Они же придумали для жанра отдельный термин — stilleven, или «застывшая жизнь». До этого времени изображение неодушевленных предметов, организованных в группу, чаще всего было составляющей или вспомогательной частью в произведениях других жанров.
Кроме неодушевленных предметов, в натюрморте нередко изображали объекты живой природы. Их намеренно изолировали от естественных связей в природе и тем самым превращали в вещи: рыбу писали на столе, цветы — в букете, дичь — убитой на охоте. Неподвижные ящерицы, насекомые или животные тоже становились частью «застывшей жизни».
Специфика натюрморта предусматривала повышенное внимание к структуре композиции, деталям изображаемых объектов, объемам и фактуре поверхности. Художники старались писать предметы максимально реалистичными, а многие вещи наделяли особым смыслом. Благодаря этому натюрморты европейских художников XVII века нередко становились аллегориями и передавали абстрактные понятия с помощью конкретных изображений и образов.
Например, гниющие фрукты были аллегорией старения, яблоки напоминали о грехопадении Адама и Евы, персики и устрицы наделяли картину эротическими мотивами. Для расшифровки картин зрители нередко использовали специальные печатные сборники с пояснениями.