Основной зимний вид транспорта у ханты, не считая лыж, — нарты, длинные узкие сани на двух полозьях, грузоподъемностью до 400 килограммов. В зависимости от тягловой силы, различаются три вида нарт: ручные, собачьи и оленьи.
В первом случае сани тащит сам человек за длинную лямку, прикрепленную к дуге; обычно ему помогает собака, «поэтому лучше, если нарты проживут столько же, сколько привыкшая к ним собака» (из книги Владислава Кулемзина и Надежды Лукиной «Знакомьтесь: ханты»). В двух других случаях погонщик-каюр только управляет упряжкой при помощи хорея. Этот сужающийся к концу трехметровый шест оканчивается круглым деревянным или костяным набалдашником с нарезкой спиралью.
В качестве собачьей упряжи используют постромки и лямки, которые надевают животному на грудь и под передние лапы. Упряжь для оленей включает сложный недоуздок из ремней и костяных пластинок, поводок-вожжи, нагрудную лямку, кожаный пояс и ременной тяж, который идет от лямки к нарте.
На средних по размеру собачьих нартах завозят в охотничьи и рыбачьи балаганы продукты и снаряжение, доставляют в стойбище добычу, женщины ездят на них за дровами и за водой.
В трехметровые оленьи сани запрягают от трех до восьми животных, в зависимости от времени года (зимой больше); в них ездят люди, транспортируют дрова, продукты в большом количестве, длинные шесты для чумов, а в летнее время хранят в нартах ящики с одеждой, обувью и предметами обихода.
Мужские нарты, более легкие, предназначены для быстрой езды и перевозки инструментов (точила, топора) и охотничьих принадлежностей (ружей, арканов для оленя). Для женщин сани делают несколько ниже и длиннее, приспособленными для установки люльки с ребенком.
Мастерят нарты обычно из ели или березы без использования гвоздей, и при необходимости хозяин в любом месте может изготовить и заменить какую-либо деталь посредством охотничьего ножа. К передним, загнутым вверх концам полозков крепят ремешками три или четыре копыла (вертикальных бруска) и связывают их между собой. На вязки кладут вдоль нарты доску-пательник, а выше, как сообщает журнал «Природа и охота» за 1878 год, «делают на копыли нащепы… то есть тоненькие еловые жерди, расщепленные против копылов, которые в эти щели и продеваются». К концам полозков также крепится дуга с поводком.
Представленные нарты ручной работы передал в дар музею житель села Большой Атлым Волдин Семён Тимофеевич.