Нарты — это традиционные деревянные сани северных народов. В них запрягают ездовых собак, оленей или тянут вручную. В XXI веке нарты могут использоваться как прицеп к снегоходу. Нарты — необходимый транспорт оленеводов-кочевников, которые постоянно перемещаются по тайге и тундре в поисках новых пастбищ для стада и перевозят за собой весь скарб. Самый многочисленный из коренных народов Русского Севера — ненцы — с древних времен использует нарты.
Нарты делятся на мужские, женские, грузовые и священные. Северные сани использовали также на охоте и войне — для погони или стремительного нападения. Оленья упряжка могла развивать скорость до тридцати пяти километров в час. Северные народы России изобрели нартяной чум — зимнее передвижное жилище на оленьих нартах, которое делали из каркаса, шкур и парусины, с окнами и железной печкой.
Деревянные шесты и полотнище из сшитых оленьих шкур для настоящего чума перевозили на специальных длинных нартах. На женских нартах делали спинку и полог, который можно было установить в плохую погоду и укрыть младенца. В священных нартах церемониально перевозили идолов и другие культовые предметы.
Изготовлением нарт мужчины занимались круглый год. Их делали только из хорошо просушенной древесины, вид которой зависел от типа нарт. Заготовку для полозьев нагревали над костром и выгибали до нужного состояния, после чего фиксировали веревкой и ждали полного остывания. Некоторые народы обивали полозья китовым усом, а копылья для их соединения вырезали из оленьих рогов.
Управляли оленьей упряжкой с помощью вожжи и длинного шеста с шариком или железным наконечником — хорея. Хорей делали из березы, он был до пяти метров в длину. Вожжа — это часть упряжи, состоящая из длинного ремня или толстой тесьмы, которую крепили к наголовнику оленя. Представители разных народов по-разному садились в нарты: ненцы, энцы и нганасаны садились в нарты слева, держали хорей правой рукой, а вожжу — левой.
В экспозиции музея представлены женские нарты — их можно отличить по размеру и наличию спинки.