Нарта — традиционное транспортное средство коренных народов ямальского Севера, в которые впрягаются оленьи упряжки.
Самодийские косокопыльные нарты считаются самым распространенным типом саней на огромной территории российского Севера. Легковая мужская нарта, в отличие от женской, характеризуется более легкой конструкцией, а также малой площадью сидения. Число копыльев — вертикальных перекладин, «ног нарты», соединяющих полозья с сидением, — 4–5 пар.
Интересные факты:
• Нарты бывают двух типов: легковые и грузовые, на которых транспортируют чум, вещи, еду.
• В грузовые нарты запрягаются два тягловых оленя, прикрепляют к задку легковой нарты, образуя вереницу, называемую аргишом.
Самодийские косокопыльные нарты считаются самым распространенным типом саней на огромной территории российского Севера. Легковая мужская нарта, в отличие от женской, характеризуется более легкой конструкцией, а также малой площадью сидения. Число копыльев — вертикальных перекладин, «ног нарты», соединяющих полозья с сидением, — 4–5 пар.
Сверху для тепла и удобства нарту покрывают оленьей шкурой, привязывая ее к сидению ремнем или старым тынзяном. С правой стороны крепится чехол для ружья, а на сидении часто лежит топор.
Мужчина сидит на левой стороне, так как крайний левый в запряжке олень — передовой. Управление осуществляется с помощью вожжи, а также длинного шеста — хорея. На легковых нартах мужчины объезжают стадо, гонят его в нужном направлении. Кроме того, легковая нарта является ведущей в аргише — связке из нескольких грузовых нарт в период перекочевок на новые стойбища.
Интересные факты:
• Нарты бывают двух типов: легковые и грузовые, на которых транспортируют чум, вещи, еду.
• В грузовые нарты запрягаются два тягловых оленя, прикрепляют к задку легковой нарты, образуя вереницу, называемую аргишом.