Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кузнецкая крепость»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Напильник

Время создания
XVII век
Место создания
Новокузнецк, Россия
Размер
Длина - 14,7 см
Техника
ковка, инструментальная обработка, закалка
0
Открыть в приложении
#8
Напильник
#9
Напильник, представленный в экспозиции музея, был найден при археологических раскопках на территории Кузнецкого острога. Стержень напильника сужается к концу. Он был выкован из стали и закален в холодной воде, а при помощи специального зубила на напильник нанесли насечку елочкой.

История напильника началась с обработки камней, ракушек и других твердых хрупких материалов. Первоначально в качестве напильника применяли плоские камни с водой и песком. Но при обработке дерева шершавости камня было недостаточно, поэтому мастера задумались о замене инструмента. 

Металлические напильники появились, как только научились обрабатывать металлы. Изготовление первых напильников представляло для кузнецов определенные трудности, поскольку твердость плоскости напильника и применяемого к нему зубила были практически одинаковыми. Заготовку напильника перед насечкой приходилось нагревать для уменьшения твердости. Но даже такой нагрев не особо добавлял стойкости зубилу.

После того как мастера освоили технологию обработки железа, за достаточно короткое время возросла и твердость режущих инструментов — появилась возможность закалки режущей кромки. После этого ее стойкость выросла в разы.

Постепенно в средневековой Европе разработали различные технологии изготовления напильников. В трактате Теофила «Schedula diversarum artium», относящемся к X–XI векам и посвященному технике различных художественных ремесел, описывалось изготовление напильника. Тяжелые и средние напильники делали из однородной стали. Они бывали четырехгранные, трехгранные и круглые. Кроме того, существовали и более тяжелые напильники. Внутри таких образцов было мягкое железо, а снаружи их покрывали сталью. После изготовки мастер выравнивал их на круглом точиле, а затем с помощью молотка, заостренного с обеих сторон, делал насечки.

Другие напильники насекались зубилом. Они предназначались для обработки предмета, после того как его предварительно опиливают более грубым способом. На завершающем этапе изготовления напильник подвергали закалке.

В другой главе трактата говорится о производстве маленьких напильников из железа с последующей цементацией зубьев насечки и термической обработкой. Первый известный автоматический станок для насечки напильников обнаружен в рукописи Леонардо да Винчи. Каретка с закрепленной заготовкой движется винтовой подачей от привода основного вала. На том же валу установлено колесо с «пальцами», которое и поднимает боек с зубилом. Основной вал вращался вручную.

Напильник — необходимый инструмент для слесарных работ. Судя по его внешнему виду, его использовали при расточке округлых или продольных отверстий и устройстве пазов. При археологических раскопках находят также рашпили — напильники для обработки мягких материалов: дерева, кости, мягких металлов. Крупная разнесенная насечка позволяет обрабатывать мягкие материалы без забивания стружкой.
#10
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Напильник

Время создания
XVII век
Место создания
Новокузнецк, Россия
Размер
Длина - 14,7 см
Техника
ковка, инструментальная обработка, закалка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%